НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чуракова А.А. Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему «Мебель»

Библиографическое описание:

Чуракова А.А. Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему «Мебель» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Целью образовательной деятельности является активизация словарного запаса детей по теме «Мебель».

В ходе занятия я постаралась расширить и закрепить представления детей о мебели, ее частях, закреплять умение формировать грамматически правильные фразы, а также учить правильно употреблять предлоги в предложении. Закрепила с детьми умение по составлению «синквейна» с опорой на схему, упражняла в образовании прилагательных от существительных, продолжала развивала зрительную координацию и длительность силы воздушной струи. На каждом занятии дети учатся слушать педагога, товарища, выполнять инструкции, доводить начатое дело до конца.

Для занятия было подготовлено следующее оборудование:экран, проектор, мяч, предметные картинки по теме, мебель для кукол. Была проведена предварительная работа в виде беседы о мебели, её деталях, материалах, из которых она сделана. Дети составляли сложноподчинённые предложения, прослушали стихотворение В. Маяковского «Нужные работники». С родителями дети посетили мебельный магазин, с целью детального рассматривания мебели.

План занятия:

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

3.Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришла необычная гостья, к нам пришла девочка, посмотрите – кто это?

Дети: Это Маша (появляется на слайде).

Логопед: Из какого мультфильма она к нам пришла, кто помнит?

Дети: Из мультфильма «Маша и медведь»

Логопед: Конечно, из мультфильма «Маша и медведь». Ребята, расскажите, какая Маша в мультфильме?

Дети: озорная, веселая, добрая, балованная, любопытная и т.д.

Логопед: Ребята, с Машей случилась неприятная история. Она пришла в гости к Медведю и так заигралась, так разбегалась по дому, что переломала ему всю мебель. Вы хотите узнать, что стало с мебелью?

Дети: Да!

Дидактическая игра «Сломанная мебель» (на слайде)

- У стула нет чего? (нет спинки) Значит, стул без чего? (стул без спинки)

- У шкафа нет чего? (нет дверцы) Значит шкаф без чего? (шкаф без дверцы)

- У стола нет чего? (нет ножки) Значит, стол без чего? (стол без ножки)

- У дивана нет чего? (нет подлокотника) Значит, диван без чего? (диван без подлокотника)

- У кровати нет чего? (нет спинки) Значит, кровать без чего? (без спинки)

Логопед: Ребята, как вы думаете, можно ломать мебель?

Дети: нет.

Логопед: Для чего нам нужна мебель?

Дети: Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, спать, отдыхать, сидеть, кушать, читать, писать, вешать, хранить, ставить, что-то складывать т.д.)

Логопед: Посмотрите, кажется, Маша поняла, что делала неправильно и теперь она хочет купить себе и Медведю новую мебель, поможем?

Дети: Поможем!

Логопед: Ребята, а вы знаете, где делают мебель?

Дети: Мебель делают на мебельной фабрике.

Логопед: А кто знает, из чего делают мебель?

- Если мебель из стекла, то она какая? (мебель из стекла - стеклянная)

- Если мебель из дерева, то она какая? (мебель из дерева - деревянная)

- Если мебель из металла, то она какая? (мебель из металла - металлическая)

- Если мебель из пластмассы, то она какая? (мебель из пластмассы - пластмассовая)

- Диван обтянут кожей - значит он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный)

- Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (Ножки табуретки из железа – значит, они железные)

Мебель может быть обтянута кожей, велюром, дерматином, тканью.

Логопед: А где мы можем купить мебель?

Дети: В мебельном магазине.

Логопед: Маша и Медведь отправились в мебельный магазин. В магазине у Маши разбежались глаза, ей стало так интересно, она хотела непременно посмотреть всю мебель, и внимательно рассмотреть, из чего эта мебель сделана. Маша взяла в руки лупу и стала рассматривать, из чего сделана мебель. (Слайд - «Игра с лупой»)

Стул из пластмассы - пластмассовый стул.

Кресло обтянуто велюром - велюровое кресло.

Стул из дерева – деревянный стул.

Диван обтянут кожей - кожаный диван.

Стол из стекла - стеклянный стол.

Логопед: пока Маша рассматривала мебель, Медведь уже выбрал себе новую мебель, давайте посмотрим, что он выбрал? (слайд с силуэтами)

Дети: шкаф, стол, кресло, диван, стул.

Логопед: Все верно. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.

Динамическая пауза «Поезд с грузом»

Маша и медведь загрузили мебель в вагон, и поехали домой.

По сигналу вы передаёте мебель друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» вы будете выполнять движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мебель передаётся в другую сторону.

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один - много» (с мячом)

Один диван, а много… (диванов)

Один стол, а много… (столов)

Один стул…

Одна кровать…

Одно кресло…

Один новый диван, а много… (новых диванов)

Один деревянный стол, а много… (деревянных столов)

Одно велюровое кресло…

Один железный стул …

Одна дубовая кровать … и т.д.

Логопед: А сейчас, я предлагаю вам, выбрать карточку с изображением предмета мебели. Пользуясь схемой, опишите этот предмет.

Технология СИНКВЕЙН

Схема описания:

1. Предмет (тема) – одно слово существительное.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола

4. Предложение

5. Ассоциация по теме: одно слово предмет

Дети составляют синквейн, опираясь на схему.

Например:

Диван

Удобный, мягкий

Лежать, покупать, переставлять

Люблю лежать на диване

Отдых

Логопед: Молодцы. А сейчас давайте поможем Маше и Медведю навести порядок в доме и разложить вещи на свои места.

- Куда поставим книги? (На полку)

- Куда мы повесим рубашку? (В шкаф)

- Куда мы поставим лампу? (На стол)

- Куда мы положим подушку? (На кровать)

- Куда уберем платье? (В шкаф)

- Куда уберем ложку? (На стол, в шкаф).

Логопед: Медведь с Машей очень благодарны вам за помощь.

Вам понравилось сегодня играть и помогать Маше в покупке мебели?

Итог занятия:

- Вспомните, что случилось в доме Медведя?

- Чем вы смогли помочь Маше?

- Какая игра понравилась вам понравилось больше всего?

- Молодцы, все сегодня были очень активными.
2023