Библиографическое описание:
Чуракова А.А. Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему «Мебель» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Целью образовательной деятельности является активизация словарного запаса детей по теме «Мебель».
В ходе занятия я постаралась расширить и закрепить представления детей о мебели, ее частях, закреплять умение формировать грамматически правильные фразы, а также учить правильно употреблять предлоги в предложении. Закрепила с детьми умение по составлению «синквейна» с опорой на схему, упражняла в образовании прилагательных от существительных, продолжала развивала зрительную координацию и длительность силы воздушной струи. На каждом занятии дети учатся слушать педагога, товарища, выполнять инструкции, доводить начатое дело до конца.
Для занятия было подготовлено следующее оборудование:экран, проектор, мяч, предметные картинки по теме, мебель для кукол. Была проведена предварительная работа в виде беседы о мебели, её деталях, материалах, из которых она сделана. Дети составляли сложноподчинённые предложения, прослушали стихотворение В. Маяковского «Нужные работники». С родителями дети посетили мебельный магазин, с целью детального рассматривания мебели.
План занятия:
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
3.Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришла необычная гостья, к нам пришла девочка, посмотрите – кто это?
Дети: Это Маша (появляется на слайде).
Логопед: Из какого мультфильма она к нам пришла, кто помнит?
Дети: Из мультфильма «Маша и медведь»
Логопед: Конечно, из мультфильма «Маша и медведь». Ребята, расскажите, какая Маша в мультфильме?
Дети: озорная, веселая, добрая, балованная, любопытная и т.д.
Логопед: Ребята, с Машей случилась неприятная история. Она пришла в гости к Медведю и так заигралась, так разбегалась по дому, что переломала ему всю мебель. Вы хотите узнать, что стало с мебелью?
Дети: Да!
Дидактическая игра «Сломанная мебель» (на слайде)
- У стула нет чего? (нет спинки) Значит, стул без чего? (стул без спинки)
- У шкафа нет чего? (нет дверцы) Значит шкаф без чего? (шкаф без дверцы)
- У стола нет чего? (нет ножки) Значит, стол без чего? (стол без ножки)
- У дивана нет чего? (нет подлокотника) Значит, диван без чего? (диван без подлокотника)
- У кровати нет чего? (нет спинки) Значит, кровать без чего? (без спинки)
Логопед: Ребята, как вы думаете, можно ломать мебель?
Дети: нет.
Логопед: Для чего нам нужна мебель?
Дети: Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, спать, отдыхать, сидеть, кушать, читать, писать, вешать, хранить, ставить, что-то складывать т.д.)
Логопед: Посмотрите, кажется, Маша поняла, что делала неправильно и теперь она хочет купить себе и Медведю новую мебель, поможем?
Дети: Поможем!
Логопед: Ребята, а вы знаете, где делают мебель?
Дети: Мебель делают на мебельной фабрике.
Логопед: А кто знает, из чего делают мебель?
- Если мебель из стекла, то она какая? (мебель из стекла - стеклянная)
- Если мебель из дерева, то она какая? (мебель из дерева - деревянная)
- Если мебель из металла, то она какая? (мебель из металла - металлическая)
- Если мебель из пластмассы, то она какая? (мебель из пластмассы - пластмассовая)
- Диван обтянут кожей - значит он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный)
- Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (Ножки табуретки из железа – значит, они железные)
Мебель может быть обтянута кожей, велюром, дерматином, тканью.
Логопед: А где мы можем купить мебель?
Дети: В мебельном магазине.
Логопед: Маша и Медведь отправились в мебельный магазин. В магазине у Маши разбежались глаза, ей стало так интересно, она хотела непременно посмотреть всю мебель, и внимательно рассмотреть, из чего эта мебель сделана. Маша взяла в руки лупу и стала рассматривать, из чего сделана мебель. (Слайд - «Игра с лупой»)
Стул из пластмассы - пластмассовый стул.
Кресло обтянуто велюром - велюровое кресло.
Стул из дерева – деревянный стул.
Диван обтянут кожей - кожаный диван.
Стол из стекла - стеклянный стол.
Логопед: пока Маша рассматривала мебель, Медведь уже выбрал себе новую мебель, давайте посмотрим, что он выбрал? (слайд с силуэтами)
Дети: шкаф, стол, кресло, диван, стул.
Логопед: Все верно. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Поезд с грузом»
Маша и медведь загрузили мебель в вагон, и поехали домой.
По сигналу вы передаёте мебель друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» вы будете выполнять движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мебель передаётся в другую сторону.
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один - много» (с мячом)
Один диван, а много… (диванов)
Один стол, а много… (столов)
Один стул…
Одна кровать…
Одно кресло…
Один новый диван, а много… (новых диванов)
Один деревянный стол, а много… (деревянных столов)
Одно велюровое кресло…
Один железный стул …
Одна дубовая кровать … и т.д.
Логопед: А сейчас, я предлагаю вам, выбрать карточку с изображением предмета мебели. Пользуясь схемой, опишите этот предмет.
Технология СИНКВЕЙН
Схема описания:
1. Предмет (тема) – одно слово существительное.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола
4. Предложение
5. Ассоциация по теме: одно слово предмет
Дети составляют синквейн, опираясь на схему.
Например:
Диван
Удобный, мягкий
Лежать, покупать, переставлять
Люблю лежать на диване
Отдых
Логопед: Молодцы. А сейчас давайте поможем Маше и Медведю навести порядок в доме и разложить вещи на свои места.
- Куда поставим книги? (На полку)
- Куда мы повесим рубашку? (В шкаф)
- Куда мы поставим лампу? (На стол)
- Куда мы положим подушку? (На кровать)
- Куда уберем платье? (В шкаф)
- Куда уберем ложку? (На стол, в шкаф).
Логопед: Медведь с Машей очень благодарны вам за помощь.
Вам понравилось сегодня играть и помогать Маше в покупке мебели?
Итог занятия:
- Вспомните, что случилось в доме Медведя?
- Чем вы смогли помочь Маше?
- Какая игра понравилась вам понравилось больше всего?
- Молодцы, все сегодня были очень активными.
Чуракова А.А. Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему «Мебель» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Целью образовательной деятельности является активизация словарного запаса детей по теме «Мебель».
В ходе занятия я постаралась расширить и закрепить представления детей о мебели, ее частях, закреплять умение формировать грамматически правильные фразы, а также учить правильно употреблять предлоги в предложении. Закрепила с детьми умение по составлению «синквейна» с опорой на схему, упражняла в образовании прилагательных от существительных, продолжала развивала зрительную координацию и длительность силы воздушной струи. На каждом занятии дети учатся слушать педагога, товарища, выполнять инструкции, доводить начатое дело до конца.
Для занятия было подготовлено следующее оборудование:экран, проектор, мяч, предметные картинки по теме, мебель для кукол. Была проведена предварительная работа в виде беседы о мебели, её деталях, материалах, из которых она сделана. Дети составляли сложноподчинённые предложения, прослушали стихотворение В. Маяковского «Нужные работники». С родителями дети посетили мебельный магазин, с целью детального рассматривания мебели.
План занятия:
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
3.Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришла необычная гостья, к нам пришла девочка, посмотрите – кто это?
Дети: Это Маша (появляется на слайде).
Логопед: Из какого мультфильма она к нам пришла, кто помнит?
Дети: Из мультфильма «Маша и медведь»
Логопед: Конечно, из мультфильма «Маша и медведь». Ребята, расскажите, какая Маша в мультфильме?
Дети: озорная, веселая, добрая, балованная, любопытная и т.д.
Логопед: Ребята, с Машей случилась неприятная история. Она пришла в гости к Медведю и так заигралась, так разбегалась по дому, что переломала ему всю мебель. Вы хотите узнать, что стало с мебелью?
Дети: Да!
Дидактическая игра «Сломанная мебель» (на слайде)
- У стула нет чего? (нет спинки) Значит, стул без чего? (стул без спинки)
- У шкафа нет чего? (нет дверцы) Значит шкаф без чего? (шкаф без дверцы)
- У стола нет чего? (нет ножки) Значит, стол без чего? (стол без ножки)
- У дивана нет чего? (нет подлокотника) Значит, диван без чего? (диван без подлокотника)
- У кровати нет чего? (нет спинки) Значит, кровать без чего? (без спинки)
Логопед: Ребята, как вы думаете, можно ломать мебель?
Дети: нет.
Логопед: Для чего нам нужна мебель?
Дети: Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, спать, отдыхать, сидеть, кушать, читать, писать, вешать, хранить, ставить, что-то складывать т.д.)
Логопед: Посмотрите, кажется, Маша поняла, что делала неправильно и теперь она хочет купить себе и Медведю новую мебель, поможем?
Дети: Поможем!
Логопед: Ребята, а вы знаете, где делают мебель?
Дети: Мебель делают на мебельной фабрике.
Логопед: А кто знает, из чего делают мебель?
- Если мебель из стекла, то она какая? (мебель из стекла - стеклянная)
- Если мебель из дерева, то она какая? (мебель из дерева - деревянная)
- Если мебель из металла, то она какая? (мебель из металла - металлическая)
- Если мебель из пластмассы, то она какая? (мебель из пластмассы - пластмассовая)
- Диван обтянут кожей - значит он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный)
- Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (Ножки табуретки из железа – значит, они железные)
Мебель может быть обтянута кожей, велюром, дерматином, тканью.
Логопед: А где мы можем купить мебель?
Дети: В мебельном магазине.
Логопед: Маша и Медведь отправились в мебельный магазин. В магазине у Маши разбежались глаза, ей стало так интересно, она хотела непременно посмотреть всю мебель, и внимательно рассмотреть, из чего эта мебель сделана. Маша взяла в руки лупу и стала рассматривать, из чего сделана мебель. (Слайд - «Игра с лупой»)
Стул из пластмассы - пластмассовый стул.
Кресло обтянуто велюром - велюровое кресло.
Стул из дерева – деревянный стул.
Диван обтянут кожей - кожаный диван.
Стол из стекла - стеклянный стол.
Логопед: пока Маша рассматривала мебель, Медведь уже выбрал себе новую мебель, давайте посмотрим, что он выбрал? (слайд с силуэтами)
Дети: шкаф, стол, кресло, диван, стул.
Логопед: Все верно. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Поезд с грузом»
Маша и медведь загрузили мебель в вагон, и поехали домой.
По сигналу вы передаёте мебель друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» вы будете выполнять движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мебель передаётся в другую сторону.
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один - много» (с мячом)
Один диван, а много… (диванов)
Один стол, а много… (столов)
Один стул…
Одна кровать…
Одно кресло…
Один новый диван, а много… (новых диванов)
Один деревянный стол, а много… (деревянных столов)
Одно велюровое кресло…
Один железный стул …
Одна дубовая кровать … и т.д.
Логопед: А сейчас, я предлагаю вам, выбрать карточку с изображением предмета мебели. Пользуясь схемой, опишите этот предмет.
Технология СИНКВЕЙН
Схема описания:
1. Предмет (тема) – одно слово существительное.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола
4. Предложение
5. Ассоциация по теме: одно слово предмет
Дети составляют синквейн, опираясь на схему.
Например:
Диван
Удобный, мягкий
Лежать, покупать, переставлять
Люблю лежать на диване
Отдых
Логопед: Молодцы. А сейчас давайте поможем Маше и Медведю навести порядок в доме и разложить вещи на свои места.
- Куда поставим книги? (На полку)
- Куда мы повесим рубашку? (В шкаф)
- Куда мы поставим лампу? (На стол)
- Куда мы положим подушку? (На кровать)
- Куда уберем платье? (В шкаф)
- Куда уберем ложку? (На стол, в шкаф).
Логопед: Медведь с Машей очень благодарны вам за помощь.
Вам понравилось сегодня играть и помогать Маше в покупке мебели?
Итог занятия:
- Вспомните, что случилось в доме Медведя?
- Чем вы смогли помочь Маше?
- Какая игра понравилась вам понравилось больше всего?
- Молодцы, все сегодня были очень активными.