НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кузнецова Е. Н. Алгоритм создания консультационного центра для работы с родителями (законными представителями) детей, не охваченных дошкольным образованием

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


В Российской Федерации дошкольное образование детьми в возрасте от двух месяцев до 8 лет может быть получено как непосредственно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне образовательных организаций – в форме семейного образования. Право выбора формы освоения дошкольного образования остаётся за родителями (законными представителями) детей. В соответствии с действующим законодательством родители, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Эта помощь осуществляется в консультационных центрах, функционирующих чаще всего на базе дошкольных образовательных организаций.
При организации консультационных центров (пунктов) детские сады сталкиваются с множеством проблем: нормативная правовая база не разработана, материальные ресурсы ограничены, доступность среды для детей-инвалидов минимальна, отсутствуют профильные специалисты, необходимый диагностический инструментарий и методическое обеспечение. Столкнулся с этими проблемами и коллектив МБДОУ № 12 «Солнышко» п. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края.
С чего же начинали мы свою работу по организации деятельности консультационного центра психолого-педагогической поддержки развития детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию?
Первым этапом нашей работы стало проведение мониторинга, который помог нам выявить существующую неудовлетворенную потребность социума в организации работы с родителями (законными представителями) детей, прежде всего не охваченных дошкольным образованием. Следующим шагом стало определение цели и задач деятельности нашего консультационного центра.
Целью деятельности консультативного центра мы определили оказание квалифицированной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, получающим дошкольное образование в различных формах:
-           поучающим дошкольное образование очно (полный рабочий день);
-           получающим дошкольное образование очно (на кратковременной основе до 3 часов);
-           получающим дошкольное образование на дому;
-           получающим дошкольное образование в семейной форме обучения.
Основными задачами Консультативного центра были определены:
-           оказание всесторонней помощи детям, получающим дошкольное образование от 2 месяцев до 7 лет;
-           оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста;
-           проведение профилактики (коррекции) различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии ребенка).
Следующим этапом стало изучение нормативно-правовой базы, которая должна быть положена в основу деятельности консультационного центра.
Консультационный центр – относительно новое и достаточно многообразное явление в современной отечественной педагогике.
Государственная политика России в сфере образования рассматривает его как минимум в трех аспектах:
1.       как одну из организационных мер, призванных помочь в ликвидации очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения - «расширение форм и способов получения дошкольного образования» (Указ Президента Российской Федерации В.В.Путина от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»);
2.       как форму поддержки семейного воспитания - «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье» (Семейный кодекс Российской Федерации), «Поддержка семейного воспитания включает: …создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого - педагогическим и иным вопросам семейного воспитания» (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года);
3.       как очередной шаг по созданию в системе дошкольного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей (подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы). С 1 сентября 2013 года дошкольное образование является уровнем общего образования. Право детей на дошкольное образование обеспечивается не только в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, но и в семье - в статье 17 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» семейное образование определяется как одна из форм получения образования.
Консультационный центр осуществляет свою деятельность на основе нормативных правовых актов федерального, регионального, муниципального уровней, наиболее значимые из которых:
-           Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-           Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;
-           письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;
-           письмо департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 22.12.2014 № 08-2170 «О методических рекомендациях». Методические рекомендации по организации и функционированию в субъектах РФ консультационного центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности;
-           приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Дополнительными нормативными основаниями служат концепции, программы, национальные проекты, связанные с модернизацией и развитием российского образования, социальной защитой и охраной здоровья детей и взрослых, локальные акты дошкольной образовательной организации.
Рассмотрим порядок создания консультационного центра.
1.       Консультационный центр организуется при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения (в помещениях, отвечающих санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим условиям и правилам пожарной безопасности);
2.       Консультационный центр открывается приказом заведующего дошкольной образовательной организации.
3.       Количество специалистов, привлеченных к работе в консультационном центре, определяется штатным расписанием дошкольной образовательной организации.
4.       Руководство организацией работы консультационного центра в дошкольной образовательной организации осуществляется в соответствии с Положением о консультационном центре и Уставом дошкольной образовательной организации.
5.       Заведующий дошкольной образовательной организации ежегодно приказом утверждает график работы консультационного центра, состав специалистов, привлечённых к работе, ответственного за ведение документации.
6.       Администрация дошкольной образовательной организации организует работу по информированию родителей (законных представителей) о работе консультационного центра (размещение информации на официальном сайте дошкольной образовательной организации, доске объявлений и др.).
7.       Работа с детьми осуществляется по запросам родителей (законных представителей) на основе договора, заключаемого между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями).
8.       Содержание образовательного процесса определяется запросом родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста и основной общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно.
9.       Приём родителей (законных представителей) ведётся по графику, утверждённому заведующим дошкольной образовательной организацией.
10.   Приём граждан в консультационном центре фиксируются в журнале учета обращений в центр, где отмечается дата обращения, фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) ребёнка, причина обращения, фамилия, имя, отчество ребенка, краткие рекомендации.
11.   Основными формами деятельности консультационного центра является представления необходимых консультаций на сайте дошкольной образовательной организации, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей), организация заочного консультирования по письменному обращению, телефонному звонку, через организацию работы сайта образовательного учреждения и др.
12.   Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов консультационного центра (консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими представителями одновременно).
13.   В консультационном центре по запросам организуются консультации, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей), диагностические обследования дошкольников специалистами дошкольной образовательной организации.
14.   Для обеспечения деятельности консультационного центра ведется следующая документация:
-           годовой план работы консультационного центра;
-           график работы консультационного центра, специалистов дошкольной образовательной организации;
-           журнал учета работы консультационного центра психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;
-           журнал регистрации родителей (законных представителей), посещающих консультационный центр дошкольной образовательной организации.
15.   Плата за услуги консультационного центра с родителей (законных представителей) детей не взимается.
Предварительно составляются списки родителей, посещающих занятия и консультации, проводятся индивидуальная работа с семьями детей-инвалидов, анкетирование, запись на вебинары. Составляются режим работы и расписание специалистов, максимально удобные для родителей и детей. Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Специалисты консультационного центра планируют свою работу на основе сведений, полученных из анкет для родителей, подбирают наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют родителям необходимую психолого-педагогическую литературу, индивидуально подбирают упражнения, игры и игрушки для ребенка, развивающие его внимание, память, воображение, мелкую моторику. Родители (законные представители) получают знания о методиках и приемах коррекционно-развивающей поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, посещают консультации и практические семинары, обмениваются опытом семейного воспитания. В процессе работы консультационного центра формируется адекватное отношение педагогов дошкольных образовательных организаций к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, интерес и желание работать с ними, организуются семинары и вебинары с целью обучения педагогов сотрудничеству с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста.
Перечень разделов и примерных тематик занятий с родителями:

Раздел
Тематики
Физическое развитие ребенка
Особенности физического развития на различных ступенях дошкольного возраста
Гигиена, режим дня и питание как основа нормального физического развития
Гимнастика и закаливание
Примерное недельное меню ребенка дошкольника
Психоэмоциональное развитие ребенка
Особенности психоэмоциональной сферы ребенка
Стрессовые события в жизни ребенка: профилактика и приемы снижения стрессовых нагрузок
Становление и развитие личности
Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст)
Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка
Социально-психологическое развитие и социализация ребенка
Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций
Обеспечение успешной социализации ребенка в условиях семейного дошкольного образования
Познавательные процессы (внимание, мышление, память) и их развитие
Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте
Упражнения и игры для развития внимания
Упражнения и игры для развития памяти
Упражнения и игры для развития мышления
Основы педагогики и организации образовательного процесса
Основные задачи воспитания и образования детей-дошкольников
Формирование эффективной образовательной среды в домашних условиях
Что должен уметь ребенок на различных ступенях дошкольного возраста
Организация занятий и примерный план занятий на дому по математике и счету
Организация занятий и примерный план занятий на дому по развитию речи
Организация занятий и примерный план занятий на дому по изобразительному искусству
Организация занятий и примерный план занятий на дому по формированию навыков письма
Проблемы воспитания и способы их решения
Возрастные кризисы (3-х лет, 7-ми лет): особенности их протекания и условия воспитания, ориентированные на успешное преодоление кризисов
Изменения в семье (развод, новый папа (мама), появление младшего ребенка, смерть члена семьи и др.): как подготовить ребенка

Примерный типовой план занятия с родителями, проводимого специалистом центра:
I блок. Информационно-организационный.
II блок. Лекционный.
III блок. Консультативно-профилактический.
ІV блок. Итог занятия. Рефлексия. Обратная связь. Индивидуальные консультации.
Организация взаимодействия консультационного центра с родительской общественностью в соответствии с ФГОС выстраивается по следующим направлениям деятельности:


Значимым аспектом организации занятий с родителями на базе центра является обеспечение родителей методическими и дидактическими материалами, в состав которых могут входить следующее:
-           комплекты лекций по теме занятия;
-           информационные брошюры;
-           дидактические материалы для занятий на дому (по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и др.);
-           интерактивные материалы (аудио- и видеозаписи);
-           методические пояснения (инструкции) по применению дидактических материалов, тестовых заданий и др.
Данные материалы целесообразно подготовить как в бумажном, так и в электронном формате. Электронный формат позволяет упростить задачу распространения материалов среди родителей – посредством записи файлов с материалами на цифровые носители родителей, централизованного размещения материалов на официальном сайте центра (дошкольной образовательной организации, на базе которой создан центр)
Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в консультационном центре должна строиться на основе интеграции деятельности специалистов дошкольной образовательной организации: воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель (при наличии). Основные работники консультационного центра - узкие специалисты.
Для работы в центре подбираются педагоги, обладающие высоким уровнем коммуникативной компетентности. Они уверенно устанавливают контакт с родителем, ребенком, владеют навыками вербального и невербального общения, могут грамотно мотивировать участников во время работы. Это педагоги, стремящиеся к постоянному развитию, повышению профессионального уровня, заинтересованные в создании конструктивного диалога, ситуации успеха, позитива и взаимопомощи.
В результате деятельности консультационного центра, предоставляющего методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) повышается качество образования детей раннего и дошкольного возраста, обеспечиваются:
-           доступность дошкольного образования независимо от места проживания;
-           реализация индивидуальных траекторий развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов раннего и дошкольного возраста;
-           участие родителей в сетевых формах образования.
Литература:
1.       Власова, А.Н. Взаимодействие консультационного центра ДОУ и родителей (законных представителей), осуществляющих образование детей в условиях семейного воспитания, посредством ИКТ как важнейший фактор гармоничного роста и развития ребенка/ А.Н. Власова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – № 5. – С.72-78.
2.       Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]: монография / Т. Н. Доронова// Дошкольное воспитание. 2004. – №1. – С.60-68
3.       Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266-1 // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm.
4.       Мокроусова И.В. Основные направления деятельности консультационного центра на базе сельского детского сада. Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. № 3 (47). С. 77-82.
5.       Шабаева Г.Ф., Нагимова Е.С., Танюкевич А.В. Актуальность разработки модели консультационного центра на базе детского сада в сетевом взаимодействии. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-3. С. 219-226.
6.       Шабаева Г.Ф., Танюкевич А.В. Сетевое взаимодействие по речевому развитию участников образовательных отношений на базе консультационного центра детского сада и вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-5. С. 240-246.
2022