Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Мокрак Е.В. Экологическое просвещение при изучении предмета «Физика»

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Сегодня современная научная картина мира строится на основе физических законов природы, которая должна отражать и учитывать нарастающие экологические проблемы. Влияние деятельности людей на окружающий мир, стало настолько разрушающим, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотичным и безграничным.
Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Обучающиеся должны хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов.[1]
Физика как наука о природе занимает важнейшее место в решении экологических проблем, так как служит теоретической основой объяснения природных закономерностей, методов изучения окружающей среды и целенаправленного воздействия на нее, прогнозирование некоторых природных явлений (землетрясений, движений снега, льда и пр.).[2]
К вопросам экологии при изучении предмета «Физика» можно обращаться на учебном занятии, при выполнении студентами внеаудиторной работы, ведение кружковой деятельности.
В качестве примера рассмотрим содержание тем по физике, выделяя в разделах физики экологические аспекты.
Основы МКТ: диффузия, агрегатные состояния веществ, температура и способы ее измерения, экологическая значимость испарения и конденсации.
Основы термодинамики: тепловые машины, ТЭС, влажность воздуха, нарушение озонового слоя, теплоизоляция, зависимость рассеивания вредных веществ от термодинамических характеристик атмосферы, поверхностное натяжение жидкости (нефтяные пленки).
Электродинамика: электромагнитное поле, проводимость тока телом человека, компьютерная и офисная техника, отработанные аккумуляторы, роль плазмы для переработки мусора, электродвигатели.
Колебания и волны: шум, вибрации, влияние электромагнитных колебаний на живые организмы, альтернативные источники электроэнергии (энергия ветра, рек, Солнца, получение энергии из органических веществ).
Оптика: оптические средства наблюдения за гидро- и атмосферой, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.
Элементы квантовой физики: естественная радиация, радиоактивное загрязнение, биологическое действие радиоактивного загрязнения.
При решении физических задач экологического содержания важно проанализировать и обсудить полученный результат. Например, автомобильный транспорт один из основных источников загрязнения окружающей среды в Сызрани. Его вклад в загрязнение атмосферы составляет 70 %. Маршрутный автобус расходует за день 60 кг бензина. Сколько кубометров выхлопных газов выделяет в городе маршрутный автобус, загрязняя атмосферную среду, за один месяц? За один год? Плотность выхлопных газов равна 0,002 кг/м3. После решения задачи обучающимся предлагается методом «мозгового штурма» предложить пути сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Рассмотрение вопроса «Альтернативные источники энергии» проходит более эффективно и интересно для обучающихся, если занятия проводятся в формате «круглого стола».
Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов можно предложить написание рефератов или создание презентаций по темам: «Проблема мусора в околоземном пространстве», «Проблемы ионизирующего излучения», «Физические загрязнители», «Устройства для мониторинга окружающей среды», «Влияние электромагнитных полей на живые организмы», «Использование различных видов излучения электромагнитных волн для мониторинга окружающей среды», «Биологическое действие радиоактивных излучений».
Наиболее детально рассмотреть вопросы взаимосвязи физики и экологии представляется возможным при ведении кружка по физике. В колледже возможно проведение акций по сбору использованных батареек, пластмассовых крышек, сопровождая акцию плакатами экологического и воспитательного характера.
Воспитание человека, способного жить в гармонии с природой - важнейшая задача обучения. Учащиеся должны осознать мысль о том, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии окружающего его мира, частью которой сам и является.
Список литературы:
1.       Голубев, И.Р. Окружающая среда и ее охрана: Кн. для учителя / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.
2.       Турдикулов Э.А. Развитие экологических знаний на первой ступени обучения физике.//Физика в школе.1983. № 3.С 34-39.
2019-07-16 16:03 2019