Библиографическое описание:
Нуритдинова С.М. Принцип опоры на положительное в процессе воспитания подрастающего поколения // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
«Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
Конфуций
Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрения; поведения [2].
Целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится целью современного воспитания.
Воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает не нее эффективное развивающее и формирующее влияние [2].
Если педагог в своем воспитаннике выявит хотя бы капельку хорошего и будет затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то он получит ключ к душе ребенка и достигнет хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания.
Основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумение держать слово, лживость, лень и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей, не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживание личности.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении обучающихся. Мастера воспитания действуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать. Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), с помощью которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.
Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить ка создание положительного воспитательного фона.
Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, в свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги [1].
В жизни мне пришлось столкнуться с принципом опоры на положительное в разных ситуациях:
1. «Я – ребенок»: мои родители, воспитывая меня, всегда старались поддержать в трудную минуту, направляли меня советами, но при этом никогда не ущемляли меня в моих интересах и увлечениях. Такие фразы, как «У тебя все получится!», «Мы в тебя верим», «Ты что-нибудь обязательно придумаешь, попробуй!», «Ты –упрямая, но это твое хорошее качество!» настраивали меня на благоприятную работу, на достижение цели. Помимо всего этого они воспитывали во мне добро, любовь к животным, уважение к старшим, ответственное отношение к начатому делу.
2. «Я – родитель»: со своими детьми я веду себя аналогично, стараюсь быть им другом. Я, как родитель, конечно хочу, чтобы мои дети достигли больших результатов, чем я, но прекрасно понимаю, что диктовать им их «линию жизни» я не могу и не имею права. Это их жизнь, это их выбор. Я могу лишь поддержать, подсказать и направить. А выберут они этот путь или нет – это им решать. Я всегда делаю акцент на положительные качества своих детей, я стараюсь им помочь развить эти качества (где-то своими силами через комплимент, через совместные занятия и т.д., где-то прибегая к помощи профессионалов (занятия в кружках) ).
3. «Я – педагог»: в моей педагогической практике был случай, когда у студентки были внутренние проблемы. Девочка была замкнута, не уверенна в себе, что сказывалось на учебе, на взаимоотношении с одногруппниками. Я, как куратор, решила попытаться помочь этому ребенку, в глазах которого одновременно была и грусть, и большое добро. Она хотела радоваться жизни, делать что-то полезное, но никак не понимала, как организовать себя. Вся проблема шла из семьи, где родители часто упрекали ребенка во всем, даже в том, что она любила готовить, но не все получалось, и родители говорили ей: «Толку нет от твоей готовки, только продукты зря переводишь.»
Мы часто разговаривали с ней, выяснилось, что помимо готовки девочка любит рисовать, умеет играть на фортепиано, но все это приобрело «серый цвет» в окружающей ее среде.
Однажды я увидела ее со стороны, идущую в колледж. Она шла, опустив голову, скрючившись и быстро перебирая ноги. После состоялся такой разговор:
- Маша (имя изменено), ты живешь недалеко от колледжа? Идешь пешком утром?
-Да.
-Сейчас весна, природа просыпается.
-Да??? (удивленно спросила она)
- А попробуй, утром выйти пораньше, чтобы спокойно дойти до колледжа. Подними голову, посмотри вокруг себя. Завтра мне расскажешь, что видела по пути, хорошо?!
- Хорошо (с недоумением).
На следующий день Маша ждала меня с утра у кабинета, глаза ее светились. Казалось, она впервые увидела этот мир цветным. Она стала рассказывать мне о том, что шла и слушала пение птиц, что рассматривала облака и тд. Я долго слушала ее, а потом сказала: «А ты знаешь, что у тебя очень красивые глаза?» Они реально были красивыми, синие с длинными ресницами. Она улыбнулась…
После я наблюдала иногда, как она вприпрыжку идет на пары, все преподаватели стали замечать изменения. Наши беседы продолжались, девочка делилась своими переживаниями, а я, как могла, помогала ей и подбадривала ее. С родителями тоже велась работа, хотя многое они просто не воспринимали. А на 9 мая Маша сыграла немного на фортепиано, выступив на внутриколледжном концерте. После 2 курса Маша перешла учиться в другой колледж на повара.
Считаю, что это наша маленькая с ней победа. Студент меня услышал, а данный прием дал свои плоды. Ребенок поверил в себя, в свои силы, увидел, что жизнь не настолько мрачна, понял, что со своими недостатками можно справиться.
В последнее время наблюдаю за отстающими по учебе детьми (в частности, по преподаваемой дисциплине «Математика»). Многие, придя в колледж, несут этот багаж неуверенности еще со школьной скамьи. Проблемы в семье, недопонимания с одноклассниками, в отдельных случаях психологическая несовместимость с учителями в школе, психологическое давление со стороны последних – всё это приводит к снижению интереса к жизни, к ложному выводу о том, что «ты –никто», «ты не сможешь достичь цели», «ты не сможешь разобраться в сложной теме» и т.д. При работе с такими детьми важно найти причину, повлекшую за собой такое состояние ребенка. Попробовать найти в ребенке то хорошее, что поможет посмотреть на проблему с другой стороны. Тем, кто идет тебе на встречу, доверяется, а главное желает изменить ситуацию, удается это сделать. Пусть маленькими шагами, по крупице, при поддержке педагога-наставника, они достигают положительных сдвигов и видят результат своих действий.
Рекомендую родителям и педагогам формировать и развивать положительные качества в своих детях и воспитанниках, в последствии делая на них упор. Этот прием хорош, не только, когда вы видите, что ребенка что-то беспокоит, начинает плохо себя вести, требуя внимания, плохо учится и т.д., но и когда просто хотите, чтобы ребенок реализовал себя в жизни, научился достигать цели и радоваться каждой своей победе.
Библиографический список:1. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
2. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. 6-е изд., стер. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 541 с.
Нуритдинова С.М. Принцип опоры на положительное в процессе воспитания подрастающего поколения // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
«Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
Конфуций
Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрения; поведения [2].
Целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится целью современного воспитания.
Воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает не нее эффективное развивающее и формирующее влияние [2].
Если педагог в своем воспитаннике выявит хотя бы капельку хорошего и будет затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то он получит ключ к душе ребенка и достигнет хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания.
Основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумение держать слово, лживость, лень и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей, не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживание личности.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении обучающихся. Мастера воспитания действуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать. Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), с помощью которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.
Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить ка создание положительного воспитательного фона.
Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, в свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги [1].
В жизни мне пришлось столкнуться с принципом опоры на положительное в разных ситуациях:
1. «Я – ребенок»: мои родители, воспитывая меня, всегда старались поддержать в трудную минуту, направляли меня советами, но при этом никогда не ущемляли меня в моих интересах и увлечениях. Такие фразы, как «У тебя все получится!», «Мы в тебя верим», «Ты что-нибудь обязательно придумаешь, попробуй!», «Ты –упрямая, но это твое хорошее качество!» настраивали меня на благоприятную работу, на достижение цели. Помимо всего этого они воспитывали во мне добро, любовь к животным, уважение к старшим, ответственное отношение к начатому делу.
2. «Я – родитель»: со своими детьми я веду себя аналогично, стараюсь быть им другом. Я, как родитель, конечно хочу, чтобы мои дети достигли больших результатов, чем я, но прекрасно понимаю, что диктовать им их «линию жизни» я не могу и не имею права. Это их жизнь, это их выбор. Я могу лишь поддержать, подсказать и направить. А выберут они этот путь или нет – это им решать. Я всегда делаю акцент на положительные качества своих детей, я стараюсь им помочь развить эти качества (где-то своими силами через комплимент, через совместные занятия и т.д., где-то прибегая к помощи профессионалов (занятия в кружках) ).
3. «Я – педагог»: в моей педагогической практике был случай, когда у студентки были внутренние проблемы. Девочка была замкнута, не уверенна в себе, что сказывалось на учебе, на взаимоотношении с одногруппниками. Я, как куратор, решила попытаться помочь этому ребенку, в глазах которого одновременно была и грусть, и большое добро. Она хотела радоваться жизни, делать что-то полезное, но никак не понимала, как организовать себя. Вся проблема шла из семьи, где родители часто упрекали ребенка во всем, даже в том, что она любила готовить, но не все получалось, и родители говорили ей: «Толку нет от твоей готовки, только продукты зря переводишь.»
Мы часто разговаривали с ней, выяснилось, что помимо готовки девочка любит рисовать, умеет играть на фортепиано, но все это приобрело «серый цвет» в окружающей ее среде.
Однажды я увидела ее со стороны, идущую в колледж. Она шла, опустив голову, скрючившись и быстро перебирая ноги. После состоялся такой разговор:
- Маша (имя изменено), ты живешь недалеко от колледжа? Идешь пешком утром?
-Да.
-Сейчас весна, природа просыпается.
-Да??? (удивленно спросила она)
- А попробуй, утром выйти пораньше, чтобы спокойно дойти до колледжа. Подними голову, посмотри вокруг себя. Завтра мне расскажешь, что видела по пути, хорошо?!
- Хорошо (с недоумением).
На следующий день Маша ждала меня с утра у кабинета, глаза ее светились. Казалось, она впервые увидела этот мир цветным. Она стала рассказывать мне о том, что шла и слушала пение птиц, что рассматривала облака и тд. Я долго слушала ее, а потом сказала: «А ты знаешь, что у тебя очень красивые глаза?» Они реально были красивыми, синие с длинными ресницами. Она улыбнулась…
После я наблюдала иногда, как она вприпрыжку идет на пары, все преподаватели стали замечать изменения. Наши беседы продолжались, девочка делилась своими переживаниями, а я, как могла, помогала ей и подбадривала ее. С родителями тоже велась работа, хотя многое они просто не воспринимали. А на 9 мая Маша сыграла немного на фортепиано, выступив на внутриколледжном концерте. После 2 курса Маша перешла учиться в другой колледж на повара.
Считаю, что это наша маленькая с ней победа. Студент меня услышал, а данный прием дал свои плоды. Ребенок поверил в себя, в свои силы, увидел, что жизнь не настолько мрачна, понял, что со своими недостатками можно справиться.
В последнее время наблюдаю за отстающими по учебе детьми (в частности, по преподаваемой дисциплине «Математика»). Многие, придя в колледж, несут этот багаж неуверенности еще со школьной скамьи. Проблемы в семье, недопонимания с одноклассниками, в отдельных случаях психологическая несовместимость с учителями в школе, психологическое давление со стороны последних – всё это приводит к снижению интереса к жизни, к ложному выводу о том, что «ты –никто», «ты не сможешь достичь цели», «ты не сможешь разобраться в сложной теме» и т.д. При работе с такими детьми важно найти причину, повлекшую за собой такое состояние ребенка. Попробовать найти в ребенке то хорошее, что поможет посмотреть на проблему с другой стороны. Тем, кто идет тебе на встречу, доверяется, а главное желает изменить ситуацию, удается это сделать. Пусть маленькими шагами, по крупице, при поддержке педагога-наставника, они достигают положительных сдвигов и видят результат своих действий.
Рекомендую родителям и педагогам формировать и развивать положительные качества в своих детях и воспитанниках, в последствии делая на них упор. Этот прием хорош, не только, когда вы видите, что ребенка что-то беспокоит, начинает плохо себя вести, требуя внимания, плохо учится и т.д., но и когда просто хотите, чтобы ребенок реализовал себя в жизни, научился достигать цели и радоваться каждой своей победе.
Библиографический список:1. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
2. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. 6-е изд., стер. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 541 с.