Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Столярская Е. В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


«Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. В частности, если в 2000 году в России насчитывалось 473,6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2019 году их число приблизилось к 680 тысячам. При этом около 120 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.
Сегодня отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно всем детям без исключения. Основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.» [1].
Работа лекотеки -это периодическая работа с детьми разного возраста. Эти дети посещают дошкольное учреждение, только для развивающих занятий и их по тем или иным причинам не возможно определить в детский сад на полный день. Нередко это связано с отклонениями от нормального развития. Поэтому в штате лекотеки есть специалисты различной специализации: психолог, дефектолог, логопед и другие.
Воспитанники лекотеки - дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разные: двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или же сочетанные.
Проблема социально-психологического развития ребёнка с особенностями развития, воспитывающегося в условиях семьи и не посещающего детский сад, является на сегодняшний день достаточно актуальной. Существует значительная группа детей, которые из-за отсутствия у них опыта пребывания в дошкольном образовательном учреждении испытывают в дальнейшем те или иные трудности социализации.
Одной из главных целей лекотеки является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему. Эти задачи решаются через различные формы работы с детьми и их родителями.
В последние годы быстро развивается такая форма, как арт-терапия.
Арт-терапию при работе с «особенными» детьми правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы. Арт-терапия включает в себя ряд направлений коррекционной работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, которая опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в коррекционных целях. Щадящая методика такой творческой практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе с детьми и родителями которые посещают лекотеку. Изотерапия дополняется сказкотерапией, игротерапией, что наиболее эффективно при работе с «особенными» детьми.
Сеанс предполагает поэтапное освоение ребёнком различных действий с предметами и изобразительными материалами, причем использование этих предметов и изобразительных материалов в ходе занятий тесно связано с коммуникативными процессами разного уровня и подчинено задачам взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Творческое взаимодействие между ребёнком и родителем, обеспечивает укрепление и коррекцию детско-родительских отношений, возможно, даже если изобразительные навыки ребёнка весьма ограничены.
На таких сеансах мы стараемся увеличивать социальную активность «особенных» детей, развивать доверие к педагогам лекотеки, создаем ситуации, или даем малышу такие задания, решение которых требует от ребёнка проявления самостоятельности или помощи от педагога, а не от мамы. Через такое познание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми происходит, на наш взгляд, получение ребёнком первого положительного опыта социализации.
Совместное посещение лекотеки родителей с детьми не только сказывается благоприятным образом на развитии ребёнка, но и способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию эмоциональной связи с детьми.
В целом, работа лекотеки позволяет каждому ребёнку получать свой первый положительный опыт социализации, успешно адаптировать к жизни в социуме большое количество детей, имеющих проблемы в развитии, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью.
Литература.
1.        Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., Перминова Г.А., Чугунова А.И., Пайкова А.М., Ярыгин В.Н. - Материалы курса "Организация деятельности сотрудников Лекотек" - М.:МГППУ, 2014.
2.        Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2012.
3.        Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. - М.: Теревинф, 2016.
4.        Эльконин Д. Б. Детская психология. - М: Педагогика, 2010.
2020