Исследовательская и проектная деятельность

Бекбулатова Е. А., Леньшина Е. Е., Парфенова Н. Г., Савельева Н. Ю. Проектная деятельность «Ознакомление старших дошкольников с книжной литературой в летний период»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Актуальность

В начале старшего дошкольного возраста происходит спад интереса детей к книге. В разговорах между собой дети обсуждают компьютерные игры, а не прочитанные книги. Лето - благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мы должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закрепить и применить, знания, полученные в течение учебного года. Остановившись на игре как на необходимой содержательной деятельности, мы исходили из положения о том, что игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических качеств личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль Л. Венгера о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события.

Проблема

Следовательно, проблемой нашего проекта является – как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Так в современных условиях само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Изменились сами книги. В то же время, крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Цель –  развивать устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы, создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи
Для реализации цели ставятся следующие задачи:
1.Художественно-эстетическое развитие:
-поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематике;
-формировать умение выразительно, с естественными интонациями, читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям;
-привлекать детей к ремонту книг.
2. Социально-коммуникативное развитие:
-закреплять правила культурного общения с книгой, коллективного чтения книг, поведения в библиотеке и книжном уголке;
-формировать проектно-исследовательские умения и навыки при создании книжного уголка: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты;
-продолжать обогащать словарный запас детей;
-поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках, играх-драматизациях.
3. Речевое развитие:
-владение речью как средством общения и культуры;
-развитие речевого творчества;
-знакомство с книжной литературой, детской литературой;
-понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Познавательное развитие:
-познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек;
-формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия),об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах в образности в языке.
Целевые ориентиры достижений ребенка по ознакомлению с художественной литературой:
·                  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относиться к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает.
·                  ребёнок, способен сопереживать неудачам и радоваться успехам героев прочитанных произведений (например, переживает за зайку в сказке «Заюшкина избушка».)
·                  ребёнок обладает воображением, которое реализуется в сюжетно-ролевой игре по прочитанным произведениям (например – с/р игра «Путешественники» по рассказу М.Зощенко «Великие путешественники»).
·                  ребёнок интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает небольшие стихи, загадки;
·                  ребенок знаком с творчеством программных писателей и поэтов, узнает героев в литературной викторине по произведениям.
·                  достаточно хорошее владение устной речью;
·                  у ребенка сформировались предпосылки к грамотности.
Средства по ознакомлению с книжной культурой:
ü Книжная полка прочитанных книг
ü Полка с книжными новинками, кроссвордами, ребусами, журналами  
ü Для родителей «Чтение на дом»
ü Поделки из природного бросового материала, рисунки, аппликационные работы по прочитанным произведениям
ü Творчество с родителями
ü Посещение библиотеки
Тип проекта: исследовательско-творческий
Вид проекта: долгосрочный(1 месяц)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, библиотекарь, педагоги.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Основные формы реализации проекта:

С детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, интерактивные игры; игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки; оформление Мастерской, кроссворды, ребусы, поделки из природного бросового материала, рисунки по прочитанным произведениям, аппликационные работы.
С педагогами: консультации, семинары, педагогические чтения, рекомендации;
С родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительские собрания, стенгазеты, участие в выставках, экскурсиях;
Предметно-пространственная среда: мультимедийное оборудование, детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия, творчество с родителями, журналы, для родителей «Чтение на дом».
Важным аспектом является ознакомление детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла», проектная деятельность «Моя любимая книжка»). Особое внимание нужно уделять бережному отношению к книге, тому, сколько труда вложено в её создание, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Вся работа сопровождается наглядностью, примерами из реальной жизни.
Родители должны стать полноправными партнерами в системе работы:
·                  организация совместного семейного чтения, с обязательной беседой о прочитанном (развитие памяти, внимания, связной речи);
·                   активное участие вместе с детьми в литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной книги, в совместной проектной деятельности;
·                  совместные посещения библиотек.
Система работы по приобщению детей к книжной культуре предполагает тесную взаимосвязь в работе всех специалистов дошкольного воспитания:
·                   педагог-психолог осуществляют коррекцию нарушений в развитии речи детей, которые мешают успешному приобщению детей к чтению (развитие фонематического слуха, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, логоритмические, дыхательные упражнения, игры на координацию речи и движения, проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок; развитие грамматического строя речи, связной диалогической и монологической речи, развитие высших психических функций.);
·                  музыкальный руководитель (распевки, темпо – ритмические упражнения, логоритмика, дыхательная гимнастика и т.д.), инструктор по физической культуре (рече-двигательные упражнения, упражнения на координацию и т.д.) помогают в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей, пантомим и т.п.
·                взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность – мастерим книжки для малышей и т.п.
Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре строится следующим образом:
Создание предметно – развивающей среды:
–                  книжный уголок, выставки различных видов книг;
–                  уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы; портреты писателей, поэтов;
Регламентированная деятельность:
–                   по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи - идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами, рассказами и сказками, ежедневное чтение с продолжением (способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям);
–                  деятельность по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях и занятиях хореографией);
–                  мастерская по ремонту книг «Книжкина больница» (развитие эстетического восприятия, воображения);
При планировании нерегламентированной деятельности обязательно проведение мероприятий:
–                  «погружение» в детскую литературу в течение дня. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию;
–                  просмотр диафильмов (развитие внимания, интереса к чтению);
–                  конкурсы чтецов, литературная викторина «Узнай сказку» (развитие навыков выразительного чтения, чувства ритма, темпа т.д.);
–                  акции («Книга детскому саду», «Вылечим книжку», «Книга – малышам»);
–                  самостоятельное чтение в книжном уголке.

Таблица 1

План реализации проекта

«Ознакомление дошкольников с книжной литературой в летний период».

Этапы проекта

Содержания деятельности

Практические материалы

1 этап.
Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов
участия детей в предстоящей деятельности
1.Попросить принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ее содержании (провести игру «Интервью»).
2.Посмотреть с воспитанниками книги в группе, чтобы привести их в порядок. Организовать уголок по ремонту книг «Книжкина больница», «Мастерской»- место, где дети смогут вместе с родителями и педагогами изготавливать костюмы для инсценировок (кукольный, пальчиковый театр) разнообразных произведений, лепка, аппликации, рисование по прочитанным сказкам.
3.Отобрать в книжном уголке книги в подарок детям средней группы, приготовиться к встрече гостей.
1.Беседа «Моя любимая книга».



2.Игра «Книжкина больница».














3.Беседа «Правила гостеприимства».
2 этап.
Выбор идей, поиск путей решения проблемы.
1.Посетить детскую библиотеку.

2.Провести беседу о необходимости переустройства книжного уголка в группе.
3.Разработать план по оформлению «Мастерской», уголка «Книжкина больница».
1.Библиотека


2.Беседа «Книжный дом».


3. План «Как устроить Мастерскую», уголка «Книжкина больница».
3 этап.
Реализация идеи.


1.Чтение произведений В.В. Бианки («Теремок», «Первая охота», «Подкидыш»). Провести занятие по ознакомлению с творчеством В.В. Бианки.
2.Провести на участке группы словесные, дидактические игры, дать упражнения и задания.
3.Изготовление приглашений на открытие Мастерской и уголка по ремонту книг «Книжкина больница».
4.Оформление художественно-продуктивной выставки семейных работ по знакомым произведениям






2.Игры, упражнения и задания в книжном уголке.

3.Приглашений на открытие Мастерской и уголка по ремонту книг «Книжкина больница».
4 этап.
Презентация проекта
1.Подготовиться к празднику открытия уголка по ремонту книг «Книжкина больница» и Мастерской.
Продуктивная деятельность:
-подготовка атрибутов к театрализованным играм;
-оформление книжного уголка рисунками, поделками, играми, рукописными книгами.
2. Организация выставки открытых уголков.
1.Открытие уголка по ремонту книг «Книжкина больница» и Мастерской (праздник)








2. Выставка уголков.
                          

Таблица 2

Взаимодействие с родителями.

Содержания деятельности

Практические материалы

1.Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Ознакомление старших дошкольников с художественной литературой».
2.Провести групповые консультации «Воспитываем будущего читателя» в форме «круглого стола».
3.Консультации:
-воспитателей по организации домашнего чтения («Воспитывайте будущего читателя»);
-библиотечного работника (« Что и как читать ребенку дома»).
4.Готовить информационные стенды, выносные папки-передвижки, ежедневные информационные листки по теме.
5.Привлечь родителей к участию в разработке проектов книжных уголков, созданию рукописных книг.
6. Изготовление костюмов и атрибутов, декораций для проведения театрализованного представления
7.Организовать литературные праздники с участием родителей.
1.План - схема по реализации проекта «Ознакомление старших дошкольников с художественной литературой».

2..Групповая консультация «Воспитываем будущего читателя».

3.Консультации:
-памятка «Воспитывайте будущего читателя»;
-консультация «Что и как читать ребенку дома».

4.Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами».




Таблица 3

Взаимодействие с педагогами.

Содержание деятельности

Практические материалы

1.Семинар «Ознакомление старших дошкольников с художественной литературой»
2.Конкурс «Оформление книжного уголка в группе»
3.Презентация проекта «Ознакомление старших дошкольников с художественной литературой» в рамках педсовета.
4.Участие в открытии уголка по ремонту книг «Книжкина больница», «Мастерская»
1.План проведения семинара.


2.Критерии к оформлению книжного уголка.
3. Методический паспорт проекта.





Вывод

Система работы по приобщению дошкольников к книжной литературе позволяет:
·                  повысить уровень познавательного, речевого развития детей;
·                  создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
·                  помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения.
 От нас, воспитателей, зависит, как ребенок в дальнейшем будет относиться к книге, будет ли у него желание взять ее в руки. Это мы – воспитатели должны информировать родителей, чтобы заинтересовать их по данному направлению, помочь им найти ответы на вопросы: «Что читать?», «Что интересно детям?», «Когда читать?», «Какие новинки в детской литературе?». Совместное решение общей задачи педагога и семьи должны дать плоды – «нового книголюба».



Список литературы

                     
1. Ушакова О.С, Гавриш Н.А. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст]/О.С. Ушакова, Н.А. Гавриш. - М., 2002
2. Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества. [Текст]/Ю.А. Лебедев - М., 2001
3. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст]/Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова - М., 2006



2022