Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf
Описание: в данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры с использованием технологических карт. Мастер-класс будет интересен воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Цель: формирование интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побуждение к дальнейшему их применению.
Задачи.
1. Систематизировать знания педагогов об организации сюжетно – ролевой игры.
2. Познакомить с методикой составления технологической карты сюжетно-ролевой игры.
З. Сформировать у педагогов позитивное настроение, инициативность в творческом процессе, желание применять данную методику в педагогической деятельности.
Комплексно – методическое обеспечение:
- Компьютер, мультимедийный проектор, колонки для воспроизведения mp3файла;
- Карточки – задания;
- Маркеры, фломастеры;
- Бумага;
- Карточки с картинками;
- 3 стола, стулья по количеству участников.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Егорова М.В.
Приветствую вас на мастер – классе, и надеюсь на плодотворное сотрудничество.
Чтобы узнать тему мастер - класса прошу вас ответить на вопрос.
Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения? Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения? Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим?
Совершенно верно – это ИГРА.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры?
Ответы участников.
Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры?
Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения.
Конечно, и я сталкивалась с такими же проблемами.
Как правило, все из них сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетно – ролевой игры.
Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, метод полилога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.
Кроме этих методов, я в своей практике использую технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим я хочу с вами поделиться, именно поэтому тема моего МК «Составление технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры»
Как вы думаете, что такое технологическая карта?
Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.
В толковом словаре дается такое определение.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.
«Технологическая карта развития сюжетно-ролевой игры» выглядит следующим образом.
Этап «Выборы и голосование» (этап определения темы игры). На этом этапе дети предлагают свои сюжеты игры — записывают на доске, а затем голосуют, во что хотели бы поиграть.
Этап «Зачин». На этом этапе составляется карта детских идей: в кругу дети вместе с воспитателем и проговаривают всё, что приходит на ум при назывании темы игры. Воспитатель на листе бумаги (доске) зарисовывает (записывает) «карту детских идей»: в центре записана тема, от неё исходят стрелки с записями (рисунками) отдельных ключевых слов, произнесённых детьми. Карта находится в группе и может дополняться новыми идеями. Такая работа занимает всего 5–10 минут и может быть частью утреннего сбора.
Этап «Расширение представлений и обогащение жизненного опыта детей»:
· экскурсии реальные и виртуальные;
· чтение литературы;
· гость группы;
· наблюдение за трудом взрослых;
· просмотр мультфильмов;
· рассматривание иллюстраций.
Воспитатели иногда не придают особого значения этому этапу, особенно в части расширения представлений детей примерами ролевой речи. Сложно организовать экскурсии, где бы отражалось взаимодействие людей, их диалоги. Можно создать банк виртуальных экскурсий, специально срежиссированных. Итог этого этапа — обсуждение с детьми впечатлений («Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? Чего не знали раньше?») и дополнение карты детских идей.
Этап «Обучение детей сговору на сюжетно-ролевую игру».
Педагог с детьми садятся в круг. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, помогающие общему представлению детей о теме игры и выявляющие их личный опыт. Помогает установить связи между событиями, инициативы детей по выведению новых сюжетных линий, наметить ролевые диалоги, дополнить основной сюжет сопутствующими.
Этап «Составление карты игры». Дети создают по придуманному сюжету рисунки (записи). Эти рисунки вывешиваются в порядке сюжетного хода событий. Дети могут дополнительно рисовать другие события и помещать их в канву сюжета, или сюжетные события последовательно изображаются схематичными рисунками. Младшим дошкольникам сложно создавать зарисовки сюжета, и воспитатели предложили им выкладывать последовательность, используя готовые картинки.
Этап-игра «Чем может быть этот предмет в игре?» (использование предметов-заместителей). Воспитатель пускает по кругу предмет и спрашивает, чем он может быть в игре. Дети передают предмет друг другу, называя и показывая, как он может быть использован понарошку. Это игровое упражнение может использоваться как самостоятельная единица в режимных моментах, а также к этому игровому упражнению можно возвращаться на каждом этапе игры. Мы во всех группах начинаем играть в неё сразу после зачина.
Этап «Подбор и изготовление материала для игры». Материал для игры нужно подобрать и изготавливать как можно быстрее, пока интерес не угас. Итог — создание «игрового поля». Элементы игровой конструкции могут быть подписаны. Некоторые воспитатели опасаются использовать всё пространство группы для игры, выход — вместе с детьми зарисовать план группы с размещением игрового поля.
Этап «Обогащение игрового опыта».
Игра «Телефонные разговоры» (для развития ролевого диалога начиная с младшей группы), воспитателям сложно показать образец ролевого диалога, им необходим примерный банк телефонных разговоров и тренинги для отработки своих умений ведения ролевого диалога.
Игры-придумывания (со старшей группы, начиная с расшатывания, трансформации известных сказочных сюжетов, а затем придумываются настоящие истории).
Мини-этюды (мини-сюжеты игры, которые включают два-три события, которые разворачиваются через цепочку действий и сопровождаются ролевыми диалогами, включением новых персонажей и сменой игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы).
«Групповая драматизация». Цель: обеспечить успешное применение в игре новой информации, использование ролевой речи, жестов, присущих тому или иному персонажу. Групповые драматизации проводим чаще в период, пока у детей игра не развита. По мере развития игры необходимость в групповых драматизациях сокращается.
Этап «Разыгрывание». Дети разыгрывают сюжет по ролям. Чрезмерного вмешательства взрослого в детскую игру быть не должно: воспитатель может включаться в игру как партнёр в одной из ролей, но ему нельзя настаивать на своём и навязывать свои идеи. Если игра плохо развивается, воспитатель может подключиться к игре в роли из новой линии игры, как ролевая модель, образец ролевого поведения по новой роли.
Заключительный этап. Когда интерес детей к игре начинает ослабевать, перед входом в игровой центр вывешивается знак «Закрыто». Вместе с детьми обсуждаем, как и во что они играли; с чего началась игра; как было организовано «игровое поле»; что нового они узнали; кто кем был и что делал. Собираем все детские рисунки в альбом. Затем дети вместе с воспитателем разбирают игровые центры и убирают игрушки и пособия в специальные коробки для хранения. Коробка подписывается, составляем список сложенных в неё предметов. Общая продолжительность работы над игрой составляет примерно 2–4 недели. Это не значит, что в этот период дети играют только в эту игру, но как правило, при правильном подходе к игре именно выбранный детьми сюжет захватывает всю группу на протяжении нескольких недель.
Я вам для примера предлагаю посмотреть на технологическую карту игры «Морское путешествие».
Первая модель технологической карты с игровыми действиями морского путешествия, характерных для детей средней группы
(возраст 4-5 лет). Вот ситуации.
1. Строительство корабля.
2. Семья провожает моряков.
3. Возвращение моряков домой.
Вторая модель схемы для детей старшей группы детского сада (возраста 5-6 лет).
1. Строительство корабля.
2. Физическая подготовка и спорт моряков для преодоления морского путешествия.
3. Семья провожает моряков.
4. Связь моряков с землёй.
5. Заход моряков в порт.
6. Возвращение моряков домой.
Третья модель схемы для детей подготовительной группа
(возраст 6-7- лет).
1. Строительство корабля.
2. Физическая подготовка и спорт моряков для преодоления морского путешествия.
3. Подготовка команды моряков, медицинский осмотр.
4. Семья провожает моряков.
5. Связь моряков с землёй.
6. Заход моряков в порт.
7. Встреча с пиратами.
8. ЧП на корабле
9. Возвращение моряков домой.
Вы увидели примерные схемы технологических карт для сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие». Вы заметили, что чем старше становятся дети, тем больше увеличивается количество возможных ролей, и усложняется сюжет игры.
А теперь я вам предлагаю перейти к практике и самим составить технологические карты к сюжетно-ролевым играм.
Но для начала, разделимся на команды с помощью этих карточек. На карточках нарисованы картинки с сюжетно-ролевыми играми, у нас получаться три команды.
Первая команда, составит технологическую карту для игры «Поликлиника», возрастная группа 4-5 лет.
Вторая команда, составит технологическую карту для игры «Парикмахерская», возрастная группа 5-6 лет.
Третья команда, составит технологическую карту для сюжетно-ролевой игры «Школа» 6-7 лет.
Ваша задача составить описание игровых ситуаций и изобразить их графически.
Все необходимое у вас на столах. По окончании работы каждая группа представляет полученный результат. На работу вам дается 7 минут. Приступайте к работе.
Уважаемые коллеги, представляйте свои технологические карты.
Первая группа представляет технологическую карту для детей среднего дошкольного возраста.
Вторая группа представляет технологическую карту для старшей группы, обратите внимание, как меняется сюжет игры.
Третья группа представляет технологическую карту для подготовительной группы.
Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми?
Каким образом технологическая карта поможет вам организовать сюжетно-ролевую игру?
Вы согласны, что использование технологической карты способствует развитию самостоятельности?
Ответы участников:
Спасибо за работу.
Библиографический список
1. Тарасова, Т.А. Я и мое здоровье / Т.А. Тарасова, Л.С. Власова // Школьная пресса—2008.2. Крылова, Т.А. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны / Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова //Речь — 2010.
3. Ермолаев, С.Д. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста / С.Д. Ермолаев // Детство - пресс — 2011.
4. Краснощеков, Н.В. Новые сюжетно – ролевые игры / Н.В. Краснощеков // Феникс — 2006.
5. Виноградова, И.А. Сюжетно - ролевые игры / И.В. Виноградова, Н.В. Позднякова // Айрис- пресс—2009.
6. Бабаева, Т.И Игра и дошкольник / Т.И. Бабаева, Михайлова З.А. // Детство- пресс — 2004.009.