Актуальные вопросы начального общего образования

Сивкова Н.Л. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Проблема гражданско-патриотического воспитания детей и подростков актуальна всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда в стране происходит духовный кризис, когда общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих знаниями.
Ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Все это формирует его сферу нравственности. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Воспитание патриотизма важно и потому, что поможет раскрыть понимание истинного значения интернационализма; не позволит распространения в сознании ученика равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессивности. Патриотизм сочетается с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, к своему прошлому. Формирование этих качеств происходит как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Мне бы хотелось более подробно рассказать о направлениях, формах и методах гражданско-патриотического воспитания, основываясь на воспитательной работе, проводимой в нашей школе. В школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы: «День знаний», «День Матери», «Приключения у новогодней ёлки», «Вечера встречи выпускников», «День защитников Отечества», марш строя и песни, «Масленица», митинг у памятника воинам-землякам, акция «Бессмертный полк» и завершают учебный год торжественная линейка «Последний звонок», «Выпускной бал». Традиционными стали и тематические недели: правовых знаний, правил дорожного движения, противопожарной безопасности, экологическая. В рамках поисково-краеведческого направления в школе создан музей, в котором часть экспозиций посвящена ветеранам – нашим землякам. Собраны материалы о военных годах защитников Родины, хранятся памятные вещи.
Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своему Отечеству. Неизгладимый след в памяти обучающихся оставляют мероприятия, посвященные выводу советских войск из Афганистана, это беседы «Афганистан – боль в моей душе», разучивание и исполнение афганских песен. В классах проходят классные часы на тему «Подвиги героев - земляков», уроки мужества «Вспомним всех поименно», «Символика России и Архангельской области», «Я гражданин России»
Школьники совместно с педагогами принимают участие в различных конкурсах рисунков, исследовательских проектов. В 2018году команда школы стала победителем в районной игре «Безопасное колесо».
Еще одна из форм работы школы - это тимуровские акции. Такая форма воспитывает в детях чувство заботы, уважения к пожилым людям.
Учащиеся школы принимают активное участие в жизни и благоустройстве своего поселка, оказывают помощь одиноким пожилым людям. Ребятам небезразлична жизнь их родного края, дети готовы своими силами изменить её в лучшую сторону. Субботники, походы на природу, направленные на формирование экологической культуры, организуются совместно с родителями.
Хочется надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников. Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, к своему народу. Привязанность человека к дому, селу, стране не возникает сама по себе: её нужно воспитывать.
Библиографический список

1.Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России. // Проблемы воспитания патриотизма. Вологда: ВИРО, 2004.

2.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

3.Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 26.01.2011

2019