На сегодняшний день в современном мире актуальной является проблема формирования общей культуры личности дошкольников. В связи с этим одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
В педагогическом словаре «культуру личности» определяют как уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований. А в кратком толковом словаре педагога понятие «общая культура личности» - это фундаментальные свойства, качества личности, позволяющие индивиду развиваться гармонично и в согласии с той культурой, в которой он живет, не вступая с ней в противоречие, а внося посильный вклад в ее развитие.
По мнению О. С. Газман, культура личности включает в себя то существенное и обязательное, что необходимо ребенку для самостоятельной деятельности, что определяет его дальнейшее развитие. В процессе воспитания культуры ребенок не только усваивает социальные ценности, способы поведения и деятельности, но и развивает свои сущностные силы, внутренний личностный потенциал. Воспитывать базовую культуру личности – значит создавать предпосылки для развития ее индивидуальных сил и способностей в интересах личности, общества и государства.
Детальный анализ культуры личности провёл А. С. Зубра. Учёный считает, что формирование культуры личности исторически становится актуальной целью общественного развития. С этой точки зрения личность необходимо рассматривать как субъекта формирования. Такой подход к осмыслению культуры личности, утверждает автор, даёт возможность увидеть деятельную сущность личности, её индивидуальную активность [15].
Общая культура играет решающую роль в развитии личности ребенка. Она формирует познавательное, физическое, нравственное, эстетическое и духовное развитие. Роль общей культуры огромна и в педагогическом процессе. Формирование общей культуры личности ребенка дошкольного возраста невозможна без взаимодействия со взрослыми.
Важной составляющей образовательной среды субъектно-ориентированной педагогики являются - отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом и детьми. Процесс взаимодействия является центральным для всей сферы дошкольного образования - «сфера дошкольного образования может рассматриваться как система, в которой центральной точкой является взаимодействие педагога с детьми» - в отличие от образования на других возрастных этапах развития.
Многие ученые утверждают, что взаимодействие со взрослым это решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Влияние общения может также способствовать исправлению трудностей, возникающих у детей при неправильном воспитании. Подавляющее большинство авторов полагают, что адекватное возрасту взаимодействие со взрослыми необходимо для развития ребенка вообще и формирования его личности, в частности.
Согласно позиции Л. С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
Отечественный психолог М. И. Лисина рассматривает общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т.д.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.
Ведущая роль педагога (взрослого), организующего процесс воспитания и обучения ребенка, достаточно полно определена в исследованиях А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Л. А. Венгера. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Аналогичные выводы содержат работы В. С. Мерлина, Я. Стреляу, А. Б. Николаевой, А. В. Петровского, Р. Бернса.
Однако, следует отметить, что ребенок не рождается с потребностью во взаимодействии со взрослым. Первоначально она развивается в процессе общения с родителями.
В настоящее время можно выявить противоречие в формировании у детей и их родителей осознанного принятия общей культуры- между пониманием педагогами и родителями значимости формирования этой культуры и недостаточным уровнем знаний, по вопросам воспитания культурного ребенка; неумением педагогов и родителей оказать помощь детям в усвоении основ общей культуры.
Цель исслeдования: выявить особенности формирования общей культуры личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми.
Объeкт исслeдования: общая культура личности ребенка дошкольного возраста.
Прeдмeт исслeдования: процесс формирования общей культуры личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми.
Гипотeза исследования: процесс формирования общей культуры личности ребенка старшего дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми будет наиболее эффективным, если учитывать:
- методическую организацию процесса формирования общей культуры личности в основе системно- деятельностного подхода;
- целенаправленное взаимодействие ДОО и семьи в рамках изучаемого процесса.
В соотвeтствии с цeлью, объeктом и гипотeзой поставлeны слeдующиe задачи исследования:
1. Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности общей культуры личности ребенка у старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать систему работы по формированию общей культуры личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми., определить ее эффективность.
Мeтодологичeскиe основы исслeдования основаны на принципах единства исторического и логического, системного подхода к рассмотрению и изучению научных идей, концепций и теорий:
• содержание понятия «культура» в философии, культурологии, педагогики и психологии (О. С. Газман, А. В. Иванов);
• философские идеи о развитии личности, особенности духовной жизни ребенка, процессы врастания его в культуру (Г. С. Батищев, Л. П. Буева, А. И. Буров, Л. С. Выготский, Л. Н. Коган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев);
• педагогическое осмысление вопросов детства и его субкультуры, формирование культуры ребенка (О. С. Газман, Ж. О. Каневская, Л. С. Колмагорова, B. Т. Кудрявцев, A. C. Макаренко, М. Мид, В. И. Слободчиков, P. M. Чумичева, C. Н. Щеглова, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон);
• теории, исследующие взаимодействие ребенка со взрослым (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, В. В. Рубцов).
Мeтоды исслeдования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, методики Л. В. Чернецкой и С. Д. Забрамной, педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Список использованных источников
1. Амонашвили, Ш. А. В школу – с шести лет. – Москва: Педагогика, 1986. –176 с.2. Анахина Т. А., Васильева С. Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. –2016. –№ 1. –С. 678-681.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. – 2 изд., доп. и перераб. – Москва: изд–во МГУ, 1988. - 432 с.
4. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – Москва: Просвещение, 1989. – 123 с.
5. Белкин, А. С., Барановская Н. И. и др. Основы педагогической технологии (краткий толковый словарь) / под ред. А. С. Белкина. –Екатеринбург, 1995. – 22 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва – Воронеж, МОДЭК, 1999. – 368 с.
7. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание дошкольников / Н. И. Болдырев. – Москва: Академия, 1999. – 56 с.
8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. / под ред. А. М. Виноградовой. – Москва: Просвещение, 1989. – 96 с.
9. Выготский, Л. C. Избранные психологические исследования. / Л. С. Выготский. – Москва, 1956. – 448 с.