Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Филимонова Н. В. Использование этнопедагогики во внеурочной деятельности школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


 Общество лишь тогда способно ставить и решить масштабные национальные задачи, когда у него есть система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории.
 Возрождение духовной культуры народа, интереса к совей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Одной из важнейших задач современной школы является изучение и освоение духовных ценностей культуры и краеведения. Первые слова российской государственной программы воспитания в системе образования школьников в России звучат так: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая жизни общества… Воспитание есть – создание условий для духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей». Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Для того чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать, наследовать те духовные, ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалась вся история своего существования. Для нас это сотни и сотни лет. Но сейчас эти ценности почти угасли, более того, происходит их подмена, а без опыта духовной жизни общество существовать не может. Если общество не обращается за опытом передачи духовных ценностей, то оно разлагается, потому что без духовной основы никакое общество существовать не может.
 Приобщение учащихся к народному искусству на уроках и внеурочной деятельности – одно из средств духовно – нравственного воспитания. Основу всякой культуры составляет народная культура. Использование этнопедагогики в практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, о традициях и культуре народного быта, воспитание, прежде всего, патриотизма.
 Материальные и духовные ценности, объекты социального и культурного наследия, передаваемые из поколения в поколение различными социальными группами, и называются традициями. Понимание и сохранение традиций, их интерпритация в соответствии с требованиями времени и отношение к ним во многом определяют уровень жизни и развития общества. Понятие «традиция», «обычай», «обряд» часто ассоциируются с народной культурой, этническим наследием.
 Постижение школьниками народных традиций происходит как стихийно в процессе взаимодействия с социальной средой, так и целенаправленно, в процессе обучения и воспитания.
 В цикле классных часов «Традиционные праздники на Руси» шаг за шагом погружают в мир радости, добра и любви: знакомят с древними обычаями, постигая их истинное значение. Увлеченно и интересно проходят внеклассные мероприятия по темам: «День памяти Александра Невского», «Нестор-летописец», «Развитие древнерусской письменности», «Апостол Андрей первозванный», «История Андреевского флага» … цель которых формирование внутреннего мира о тех, кто стоял у истоков нашей истории.
 Система работы по изучению народного наследия последовательно календарному циклу, к которому были приурочены темы классных часов.
 Знакомство с традициями своего народа широко раскрывается в программе «От родного порога к мировым ценностям», цель которой – знакомство с жизнью и бытом своего народа, развитие у учащихся отзывчивости к красоте и умению наслаждаться окружающей действительностью. Нужно открыть глаза детей на удивительное богатство и разнообразие нашего края. Совершая экскурсии по данной программе в среднем звене, дети изучают родословную своего края – экскурсия на Таманский полуостров знакомит с бытом казачества, а в город-герой Новороссийск – с историей военных действий, проходивших на территории нашего края. В старших классах отправляясь по «Золотому кольцу России» - экскурсия в главный город страны Москву знакомит с древней историей нашего государства и его достопримечательностями.
 Исходя из сказанного выше, можно представить процесс постижения народных традиций школьниками: восприятие – эмоции – переживание – чувство – наслаждение – мотив – деятельность – потребность.
 Практика доказала: данная работа способствует формированию основ правильного поведения, привитию духовных и этетических ценностей, которые необходимы для нравственного поведения личности, полноты духовной жизни. Что способствует развитию личности, формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю и учителю вести работу по сплочению коллектива.
Литература: Волкова Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших учебных заведений. М.: издательский центр «Академия», 1999, 168 с.
 

2021