НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Фадеева М.М. Экологическая деятельность в школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. У выпускников школ, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе. Низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых. Не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека. Одно из значимых направлений деятельности нашей школы — это работа по экологическому образованию. Основная цель экологического образования — формирование ответственного отношения к природе.
С 2011года школа занимается вопросами экологического воспитания и образования. Несмотря на то, что наш рабочий поселок Ардатов имеет удовлетворительное состояние, экологические проблемы всегда затрагивали и нас. Это проблемы бытового и производственного мусора, загрязнение природных водоемов, угроза исчезновения редких видов растений и животных, уничтожение леса и многое другое.
Так, в 2011 г. на базе нашей школы был создан экологический кружок "Юный исследователь". В 2012 году география кружка расширилась. Он перерос в летний экологический лагерь «Мы-экологи». Большую помощь в организации экологической деятельности школы всегда оказывал эколого-биологический отдел МБОУ ДО ЦДОД. Различают экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование — это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня. Выделяют два основных направления экологического образования: первое — воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей; второе — приобретение специальных, профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии.
Экологизация системы образования — характеристика проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины.
Учащиеся проводят комплексное экологическое обследование территории, где находится школа: почва, вода, воздух. Территория считается экологически чистым местом рабочего поселка Ардатов, так как здесь нет промышленных предприятий и других источников загрязнения. Учащиеся проводят обследования территории, прилегающей к школе.
Для 1-4-х классов экологические исследования помогают лучше познакомиться с растениями и животными, сезонными явлениями в природе, провести наблюдения, например, за муравейником. Для 6-го класса экологические исследования помогают изучать ботанику в растительных сообществах по темам: «Осенние явления в жизни растений», «Цветковые растения», «Лекарственные растения». В 7 классе, изучающем зоологию, проводятся экскурсии с целью изучения разнообразия птиц и членистоногих.
Силами школьников проводились исследования состава воды в роднике. Изучался социальный аспект использования воды родника населением. Был разработан и осуществлен проект «Своими руками благоустроим родник».
Формирование экологических знаний невозможно без закрепления их практическими занятиями. Этому способствует организация и проведение исследовательских и проектных работ по экологической тематике, проведение на базе школы экологического лагеря. Все это способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию навыков исследовательской работы.
Ученики нашей школы проводят экологический мониторинг реки Леметь. Проведены работы: «Оценка состояния техникумского пруда»; «Оценка экологического состояния и охрана реки Леметь».
На базе зоологического музея ГБОУ ВПО АГПИ им А.П. Гайдара сотрудники института проводили экскурсию для учащихся по изучению природного наследия. Ученики нашей школы отдыхают в экологических лагерях на территории Нижегородской области.
Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, научно-исследовательские работы. Школа сотрудничает с эколого-биологическим отделом МБОУ ДОД ЦДОД. Учащиеся занимаются в кружке «Юный исследователь», ведут исследовательскую работу. Ребята готовят сообщения по экологической тематике, выступают перед учащимися школы, участвуют в различных мероприятиях экологической направленности. Круглый стол, конференция «Человек и дерево», субботники, экологические десанты, постоянно проводимые учащимися школы, помогают преодолеть потребительское отношение к природе, способствуют ломке устоявшихся понятий и представлений о безопасной и здоровой среды жизни. В этом году приняли активное участие во всероссийском экологическом субботнике «Страна моей мечты!». Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления обучающихся. При реализации экологического проекта «Своими руками благоустроим родник» не обошлось без помощи родителей.
В школе ежегодно проводится декада экологии, на которой организуются мероприятия экологической направленности. Цель проведения: формирование творческой, стремящейся к сохранению нравственного, психического и физически здоровой личности ученика, готовой к усвоению и воспроизводству экологической культуры.
На школьных мероприятиях у обучающихся формируются и развиваются системы компетенций, необходимых для осознанного принятия обоснованных решений для сохранения личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды жизни.
Реализуются проекты разного уровня. Разрабатываются и отрабатываются наиболее эффективные формы внеклассной и внешкольной экологической деятельности с обучающимися.
Экологическое образование — это целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы и овладевают прикладными знаниями, практическими навыками охраны природы. Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Основные формы работы с детьми младшего возраста - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, а также посильное участие в природоохранных мероприятиях, выставках экологических газет, плакатов рисунков. Основные формы работы для старших ребят носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистая вода», походы и рейды). Благоустраивается школьная территория и внутреннее озеленение классов, проводятся выставки цветов и изделий из природного материала, праздник "День Птиц". Опытническая работа во время трудовой практики на пришкольном участке помогает формированию у ребят умений и навыков культуры земледелия, учит их работать в коллективе. У обучающихся появляется интерес к исследованиям. Ежегодно обучающиеся нашей школы участвуют в экологических конференциях юных друзей природы. Занимают призовые места.
Планируемый результат экологической деятельности – свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к своему здоровью и среде своего обитания. Показателями результативности могут служить:
lКоличество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;
lУчастие школьников в экологических конкурсах;
lПрактическая включенность детей в экологическую деятельность школы.
Обучающиеся достигли значительных достижений в рамках программы развития.
К сожалению, никто пока не знает, что конкретно надо делать для исправления экологической ситуации в стране, мире. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого. Равнодушию не должно быть места. Образовательная работа в области экологии очень интересна детям, и держится она на: добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя. Дети остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому учитель должен прежде всего сам осознать важность охраны природы, здоровья - только тогда успех обеспечен.
Библиографический список
1.Асланди К. Б., Малярова М. А., Потапова Т. В. и др. Экологическая азбука для детей и подростков. -М.: изд. МНЭПУ, 1995. - 164с.
2. Сохраним наш мир: Учебное пособие /Под ред. А.А. Агеева. - Волгоград, изд-во "Книга", 1990- 175 с.
3. Развивающие занятия с детьми младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей/авт.-сост.: Бахарева В.А. – Ярославль:ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, ИЦ"Пионер". – 2011.-180 с.
e-mail- fadeevamm@mail.ru
телефон: 89519083970
2018