НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Галенко Н. Н. Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


В последние годы в нашей стране увеличилось количество детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Детские психологи отмечают, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-видео-аудио и т. д.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.
Этапы разучивания игр:
ü Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;
ü Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
ü Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
ü Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
ü Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:
ü Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
ü Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
ü Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
ü Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Можно научить в случае необходимости ребёнка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
ü Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
ü Используйте максимально выразительную мимику.
ü Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
ü При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается
ü наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
ü Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
ü Проводите занятия весело, «не замечайте», если ребенок на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
ü Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или
ü поменяйте игру.
Виды пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:
Занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.). Рисование - занятие, которое любят почти все дети. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче
будет ему выводить свои первые буквы и слова.
Игра с крупой. Игры с крупными семенами
Насыпьте в тарелочку горох, с какой-либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку. Разнообразную крупу можно сортировать, катать между большим и указательным пальцами.
Игра с грецкими орехами
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.
Игра с карандашами
Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом. Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу. (В. Мирясова)
Игра с массажными мячиками
Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова:
Тише мяч не торопись, Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись, И обратно возвратись.
Чудо – прищепки
При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).
Разрывание на мелкие кусочки, обрывание листа
бумаги.
Собирание бусинок на нить.
Выкладывание мозаики, «Волшебные спички» (Выкладывание по образцу).
Пальчиковый театр
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Игры с пальчиками очень нравятся детям, поэтому играйте, ещё раз играйте, почаще! Помните! Любые упражнений будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Используемая литература и интернет-источники:
1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет – Литера, 2017.
2. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики развиваем речь. Средняя группа детского сада - Литера, 2009.
3. Попова Г. П. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. ФГОС ДО - Учитель, 2017 г.
2021