Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Ажинова Ю. Е., Керопян Е. В. Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с объектами живой природы

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Человек и природа неразрывно связаны с первых дней совместного существования. К сожалению, с каждым днем мы становимся все ближе к экологической катастрофе, так как состояние нашей природы становится все хуже. Города расширяются, автомобилей и заводов становится все больше, леса горят, природа просто не справляется с таким потоком негатива. Помочь природе сохранить ее красоту и существование мы может только изменив свое отношение к ней, ведь без нее нам не прожить ни дня. И формировать этот процесс необходимо с детства.
Помочь в этом нам может экологическое воспитание, которое уже с раннего детства прививает дошкольникам правила безопасного поведения в природе и учит бережно относиться ко всем ее обитателям.
Чтобы все получилось, процесс экологического воспитания должен осуществляться ежедневно, ведь именно так мы сможем сформировать у каждого ребенка культурное отношение к экологии.
Дети дошкольного возраста открыты для новых знаний и экспериментов, они готовы узнавать что-то новое каждую минуту. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо прививать навыки правильного отношения к окружающему миру, ведь это время самых ярких впечатлений. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться как в семье, так и в дошкольной организации.
Всем известно, что самым интересным способом познания для детей любого возраста является игровая деятельность.
Чтобы процесс знакомства детей дошкольного возраста с растительным и природным миром был более интересным и продуктивным, педагогу или родителю необходимо подобрать правильные игры, которые должны не только соответствовать возрастным особенностям детей, но и быть доступными к их пониманию. На помощь к педагогам и родителям приходят дидактические игры, каждая из которых решает собственную воспитательно-образовательную задачу.
Результатами, которых достигнет как педагог, так и родитель во время знакомства детей с окружающим миром, используя дидактические игры, станут: расширенный кругозор, тренировка памяти и мышления дошкольников, новые знания и представления детей об объектах живой и неживой природы, развитие географических навыков и закрепление полученных ранее знаний по теме.
Начинать знакомство с такими играми необходимо с раннего дошкольного возраста. Во время проведения игр, педагогу или родителю рекомендуется предлагать детям игры согласно возрастным особенностям с сопровождением наглядным материалом. Во время проведения игр со средним и старшим дошкольным возрастом необходимо использовать усложнение. Например, природный материал, который используется в процессе игр можно количественно увеличить и разнообразить. Также можно предоставить детям возможность самостоятельно находить пути для решения тех, или иных задач и контролировать процесс правильного выполнения.
В процессе проведения игр дети не просто знакомятся с видами растений, но и совершенствуют навыки бережного отношения к ним. Чтобы сделать данный процесс непрерывным, необходимо наличие в групповом помещении уголка природы или небольшого сада, огорода на окне в домашних условиях. Ведь наличие растительности в помещении формирует у воспитанников чувство их необходимости. Во время ежедневных наблюдений за растительным миром дети формируют представления о конкретных видах растений. А регулярная забота о зеленых друзьях развивает у воспитанников навык заботливого отношения к природе, необходимости бережного и заботливого отношения к ней. И конечно же наличие в групповом помещении ярких, красивых и здоровых растений способствует не только отличному настроению у детей и взрослых, но и развивает чувство эстетического вкуса.
Игры с овощами, фруктами и другими объектами природы помогают детям расширять знания о данных объектах природы, формируют умение сравнивать, выделять общие признаки и грамотно строить речь, посредством составления описательного рассказа.
Взаимодействуя с мелкими цветами, семенами растений, ракушками и другим природным материалом, дошкольники не только закрепляют знания об окружающей среде, но и развивают мелкую моторику рук. Для лучшего усвоения материала рекомендуется проводить игры с природным материалом во время утренних и дневных прогулок с воспитанниками в дошкольной организации или во время пребывания на дачном участке. Так как в это время дети находят в непосредственной близости с объектами природного мира и могут беспрепятственно с ними взаимодействовать.
Настольно-печатные игры уточняют и расширяют представление детей об окружающем мире, систематизируют знания об объектах природы, развивают мыслительные процессы, навыки ориентирования в пространстве.
Детям 3-4 лет предлагаем карточки с изображением объектов природного мира. Из множества карточек ребенок должен выбрать две с абсолютно одинаковым изображением: два медведя, две птицы, два цветка.
Воспитанникам 4-5 лет предлагаем задание с усложнением: из предоставленных карточек необходимо выбрать те, которые имеют общий признак. Например: два цветка (первый садовый, второй полевой), два дерева (первое лиственное, второе хвойное), два животных (первое дикое, второе домашнее).
Для детей 5-7 лет формируем задачу с еще большим усложнением. Карточки необходимо выделить в отдельную группу по общим признаками. Например: фрукты имеющие одинаковую форму (апельсин, мандарин, яблоко), овощи имеющие один цвет (зеленый перец, огурец, капуста, горох), домашние животные (корова, овца, лошадь), действия происходящие в определенное время года (осенью листья желтеют и опадают, идут дожди, птицы улетают на юг) и т.д.
После проведения игр со съедобными объектами природного мира можно угостить воспитанников каким-нибудь из них, обратив их внимание на то, что все фрукты и овощи имеют вкус, задав соответствующий ряд вопросов. Поощрение детей в виде угощения вызывает у них еще больший интерес к таким играм. Игры с природным материалом вызывают у дошкольников стремление украсить ими групповое помещение, свою комнату или дачный участок, сделать подарок взрослым. Во время проведения таких игр развивается навык бережного отношения к растениям, дети понимают, что не нужно рвать без надобности цветы.

Библиографический список

1. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека// Дошкольное воспитание -2002.
2. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2012.
3. Моисеева Л. В. Альтернативные модели экологического образования Л. В. Моисеева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2004.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 2009.
2021