Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Актуальность. В настоящее время одной из самых острых проблем для человечества является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных. Здоровье человека страдает от загрязненности воздуха, воды, почвы…. Люди, погруженные в повседневные дела и заботы, забывают, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека.
Детская душа раскрывается в общении с природой, они с открытой душой и сердцем познают мир. Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и дети без особенностей в развитии нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ОВЗ, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность.
Цель экологического воспитания для детей с ОВЗ – это формирование экологических знаний с последующим применением в повседневной жизни. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.
Успешное непрерывное экологическое воспитание может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвует и семья, т.е. воздействие со стороны детских садов, школ подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья играет практическая, исследовательская деятельность, которая может полностью реализоваться через проектную деятельность. Полученные знания, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению, формированию экологических представлений. Экологический проект можно рассматривать как совместную познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность детей, имеющую общую экологическую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению экологической проблемы, значимой для участников проекта.
Проект: «Экологический патруль»
Тип проекта: Познавательно – исследовательский
Участники проекта: Дети старшей группы 6 – 7 лет, родители, воспитатель
Цель проекта – сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
1. Повысить уровень экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, путем вовлечения их в деятельность по уходу и заботе за объектами природы в элементах эколого-развивающей среды.
2. Подвести детей к пониманию того, что человек играет важную роль в поддержании, сохранении, создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
3. Развивать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы.
4. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
5. Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе родного края.
6. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта
Задача этапа
Содержание
1 этап (Подготовительный)
Анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
· Анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его осуществления в семье.
· Обсуждение цели и задач воспитателя с детьми и родителями.
· Разработка планов работы с детьми по формированию экологического образования через проведения экологических мероприятий.
2 этап
(Основной)
Формирование элементарных экологических знаний и представлений.· Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
· НОД в подготовительной к школе группе (6-7 лет) «Экологический патруль».
· Сбор информации.
· Беседа: «Земля - наш общий дом и мы его спасём».
· Выступления детей: «Мусор вокруг нас», «Вторая жизнь для мусора».
· Дидактические игры: «Собери мусор правильно», «Сортируем мусор».
· Создание сказки «Экологический патруль спешит на помощь!».
· Изготовление мобильного мини-макета города Выборга для обыгрывания сказки и режиссерских игр.
· Обыгрывание проблемных ситуаций в режиссерской игре «Экологический патруль спешит на помощь».
· Экскурсии по городу и участку группы.
· Разработка схем дежурств по центру природы; моделей по уходу за растениями, по сезону для использования в самостоятельной деятельности детей.
· Организация акции «Утилизируйте батарейки правильно!».
· Создание фото-альбома «Мой домашний питомец и как я за ним ухаживаю».
· Посадка лука и овса по сюжету сказки «Экологический патруль спешит на помощь!»
· Создание видео нарезок для родителей «Детям об экологии», «Животные и растения нашего края».
3 этап
(Заключительный)
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности.· Изготовление книжки «Сказка «Экологический патруль спешит на помощь!».
· Показ сказки «Экологический патруль».
· Выставка поделок из «мусора» - «Ботанический сад на окне».
· Итоги акции «Утилизируйте батарейки правильно!».
Предполагаемый результат:
· Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы.
· Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
Библиографический список:
1. Бобылева Л.А. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №7.
2. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание. 2003. № 12.
3. Ельникова К. Календарь работ в уголке природы // Дошкольное воспитание. 1991. № 1.
4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2003.
5. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников // Дошкольное образование. 2004. № 11.