НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Короткая А. В. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста (5‑6 лет) на тему «Ознакомление детей с длительностью 1-минутного интервала»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Автор: Короткая Анна Викторовна, воспитатель МБДОУ № 50 г. Невинномысска, Ставропольского края.
Цель: способствовать развитию познавательных способностей детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста, через ознакомление детей с длительностью 1-минутного интервала.
Задачи:
- формировать представление о мерах времени – часах;
- развивать чувство времени на интервал в 1 минуту;
- познакомить с принципом работы песочных часов;
- развивать умение пользоваться песочными часами;
- продолжать развивать мелкую моторику рук посредством рисования по клеточкам, раскрашивания, выкладывания изображений из фасоли;
- познакомить с секундомером и его назначением;
- развивать коммуникативные качества посредством чтения стихов, отгадывания загадок, динамических этюдов.
Материал: секундомер; песочные часы; колокольчик; листки бумаги, карандаши, образцы картинок; фасоль; циферблат часов (на каждого ребенка).

Ход занятия

Перед занятием необходимо поиграть с детьми в хороводную игру «Водяной».
Воспитатель: Ребята, в какую игру мы с вами сейчас играли? («Водяной»). Вспомните, какие там слова?

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку!

Воспитатель: «На одну минуточку» - интересно, это много или мало? (ответы детей).
У меня есть Волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нём лежит? Тогда отгадайте загадку:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать (Часы).

Воспитатель: Правильно, у меня в сундучке часы, но часы необычные. Это часы с секундной стрелкой. По-другому они называются секундомер. Посмотрите, у секундомера стрелка быстро движется по кругу, за 1 минуту она проходит целый круг. Давайте посмотрим.
(Педагог включает секундомер, и дети наблюдают за движением стрелки).
Воспитатель: Минута - это 60 секунд, и каждая секунда очень короткая: скажешь «Раз», и секунда прошла.
(Педагог достает из волшебного сундучка песочные часы).
Воспитатель: А эта вещь вам знакома? (ответы детей). Правильно, это песочные часы. Они измеряют интервал в 1 минуту. Давайте понаблюдаем, как песок будет пересыпаться из верхней колбы в нижнюю.
Посмотрим, как минута будет «утекать».
Вы запомнили, чем можно измерить минуту? Расскажите (ответы детей)
Ребята, как вы думаете, что можно сделать за 1 минуту? (дети высказывают свои предположения).
Я предлагаю вам устроить эксперимент - выяснить, что же можно успеть сделать за 1 минуту. Вы согласны в нём участвовать? Тогда я объявляю начало эксперимента!
Педагог звонит в колокольчик.
Воспитатель: Начинается первый этап эксперимента: подойдите к столам, садитесь. (На столах приготовлены листочки в клетку с одним нарисованным флажком).
В течение одной минуты рисуйте по клеточкам флажки, такие же, как на образце, следя за песочными часами. Когда весь песок пересыплется, работу прекратите, уберите руки со стола. (Дети приступают к выполнению задания).
Воспитатель: Кто сколько флажков нарисовал? Почему кто-то нарисовал больше, а кто-то меньше? (Подвести к пониманию того, что объем выполненной работы зависит от темпа: кто-то работает быстрее, кто-то медленнее).
Воспитатель: Переходим ко второму этапу эксперимента: теперь вы будете раскрашивать цветными карандашами флажки, которые нарисовала вам я, внимательно следя за песочными часами. Закончите работу, когда 1 минута закончится. (По окончании времени педагог спрашивает у детей, кто сколько флажков раскрасил).
Воспитатель: Почему же вы нарисовали за 1 минуту меньше флажков, чем раскрасили? Почему раскрасить получилось больше флажков? (Дети с помощью педагога делают вывод о том, что раскрашивать легче, чем рисовать по клеточкам. Чем легче работа, тем быстрее её можно выполнить).
Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка «Часы».
Кто там ходит влево - вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно,
И твердит: «Тик-так, тик-так» (руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает (руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой,
Против стрелки часовой. (вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (дети останавливаются)
Воспитатель: Начинаем третий этап нашего эксперимента.
Педагог звонит в колокольчик.
Подходите к столам. Я предлагаю вам за 1 минуту выложить красивые картинки из фасоли. При этом вы опять будете следить за песочными часами. По окончании 1 минуты работу прекратите.
Воспитатель: Расскажите, кто сколько картинок успел выложить? Почему результаты получились разными? (Это зависит от темпа работы).
Расскажите, что вы успели сделать за 1 минуту? (Выслушать 3-4 детей). Чем мы учились измерять 1 минуту? (ответы детей).
Педагог звонит в колокольчик.
Воспитатель: Наш эксперимент завершен, послушайте отрывок стихотворение С. Баруздина «Часы».

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам,

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай.

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

«Хороший был денек»!

Воспитатель: Вы сегодня очень старались, поэтому я хочу сделать вам подарок. (Воспитатель открывает красивую коробку, все ребята получают в подарок циферблаты часов).
2020