НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Петрова Н. И., Багапова О. Ю. Конспект интеллектуальной игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что? Где? Когда?»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf



Цель: обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения интеллектуальной игры «Что, где, когда?»
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать уточнять и обобщать знания детей об объектах растительного и животного мира, среде обитания живых существ.
2. Способствовать закреплению знаний о взаимосвязи живой и неживой природы.
3. Формировать умения соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.
4. Совершенствовать знания о вреде и пользе в природе.
Развивающие:
1. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
2. Продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы.
3. Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам по игре.
2. Продолжать воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Форма организации обучения:
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, чтение рассказов, загадок, заучивание стихов по экологии, просмотр слайдов и роликов. Знакомство с телевизионной игрой «Что, где, когда?»
Планируемый результат:
Ребенок эмоционально реагирует на мир природы, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, знает правила поведения в природе, принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе и в играх – соревнованиях.
Материал и оборудования:
Технические: ноутбук (показ презентации), экран – мультимедиа.
Методические: мольберт, маркер, эмблемы, пронумерованные конверты с заданиями, игра «Живое-неживое», игра «Полезно-вредно», игра «Земля, вода, воздух», черный ящик, бутылочка с водой, медали.

ХОД игры:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас и наших юных участников на интеллектуальной игре «Что, где, когда?», которая посвящена удивительному миру природы.
Ведущий: Мир природы встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок терпению,

Пчёлы в поле и саду

Обучают нас труду.

Учит солнце - доброте,

Учит снег нас - чистоте,

У природы круглый год

Обучаться нужно,

Всех лесной народ

Учит крепкой дружбе!

Ведущий: Ребята, а вы знаете, как называют участников телевизионной игры «Что, где, когда?»?
Дети: Знатоки.
Ведущий: Правильно, знатоки! Вы сегодня будете настоящими знатоками природы. А чтобы подтвердить такое высокое звание, нужно стараться правильно отвечать на вопросы.
Итак, уважаемые знатоки, прошу занять свои места у игрового стола! (звучит музыка, представить капитана и всех игроков по именам).
А мы напомним вам правила: в игре принимают участие 2 команды (команда знатоков и команда телезрителей). Команду телезрителей будут представлять педагоги нашего детского сада и всеми полюбившиеся сказочные герои Эколята – защитники природы: Шалун, Елочка, Умница и Тихоня (на экране).
На столе лежит круг, разделенный на 8 секторов. Конверты с вопросами от телезрителей лежат по кругу. На середине стола у нас стоит волчок, с помощью которого мы будем определять ход, вращаем волчок, куда показывает стрелка, тот конверт и открываем, но если на этом секторе уже конверта нет, значить ход переходит на следующий сектор по указанной стрелочке. В конверте находятся вопросы, на которые вам нужно дать ответ. На подготовку дается 1 мин. (песочные часы), после этого капитан называет имя игрока, который будет давать ответ. Если вы  даёте правильный ответ, то засчитывается одно очко, если ответ не верный, очко присуждается команде зрителей. Выкрикивать ответы и перебивать друг друга строго запрещено!

Сильнейшего определит игра.

____________________________________________________________

Итак, Раунд первый (звук гонга).

Ведущий раскручивает волчок.

1. Видео - вопрос.
Ведущий: Это видео-вопрос прислала нам старший воспитатель. Внимание на экран (с экрана звучит видео вопрос записанный заранее. Команда знатоков обсуждает варианты ответов. После сигнала ведущего капитан команды объявляет того, кто будет отвечать).
Вопрос. Птенцы какой птицы не знают  своей матери и почему? 
Ведущий. Внимание, правильный ответ. (Кукушка. Она подбрасывает свои яйца и отдает своих птенцов на выкорм другим птицам). 

Ведущий. Счет___ в пользу знатоков. Молодцы!

_______________________________________________________________

Внимание - второй раунд. Звук гонга.

Ведущий раскручивает волчок.

2. Эколёнок - Елочка
Ведущий: Выпал вопрос от весёлой и общительной Елочки, которая любит природу и знает о ней много интересных фактов. Сегодня она приготовила вам задание «Живое - неживое». Ваша задача за одну минуту определить, где объекты живой природы, а где неживой и верно распределить их. Но прежде чем начать, посмотрите видео – подсказку от Ёлочки. (ВИДЕО Живая неживая природа) 
Дети выполняют задание (лото «Живая-неживая).

Ведущий. Счет _____ в пользу знатоков. Молодцы!

_____________________________________________________________

Внимание - третий раунд. Звук гонга.

Ведущий раскручивает волчок.

3. Видео – вопрос.
Ведущий: Это видео-вопрос прислала нам педагог – психолог. Внимание на экран (с экрана звучит видео вопрос записанный заранее. Команда знатоков обсуждает варианты ответов. После сигнала ведущего капитан команды объявляет того, кто будет отвечать).
Вопрос. Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность.
Ведущий. Внимание, правильный ответ (на экране Дуб). 

Ведущий. Счет_____ в пользу знатоков. Молодцы!

______________________________________________________________

Скрипичный ключ поставлю я

Музыкальная пауза у нас, друзья!

Игра с ускорением «Да, да, да, сказала голова»

_____________________________________________________________

Внимание – четвертый раунд. Звук гонга.

Ведущий раскручивает волчок.

4. Эколёнок - Умница
Ведущий: Выпал вопрос от самой серьёзной из Эколят Умницы, Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Сегодня она приготовила вам блиц - вопросы. Ваша задача быстро, не раздумывая ответить на вопросы. Если вы ответите правильно, то вы выиграли, если ошибётесь, то выигрывает команда телезрителей.
Вопросы:
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
• Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)
• Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой) 
• Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• В какое время года капают сосульки и тает снег? (весной)
• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
• Как называется дом муравьев? (муравейник)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
·                  Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)
·                  Какое растение может нас обжечь. (Крапива.)

Ведущий. Молодцы! Счет ____ в пользу знатоков.

_________________________________________________________

Внимание – пятый раунд. Звук гонга.

Ведущий раскручивает волчок.

5. «Черный ящик»
Ведущий: Внимание черный ящик
Вопрос. «Что не имеет своей формы, но колется и лепится, что падает с неба и поднимается вверх, что может обжигать, но без этого невозможна жизнь»
Ответ. «Это вода. Вода не имеет своей формы. Когда холодно, вода замерзает, превращается в лед. Осколком льда можно уколоться и даже порезаться. Зимой падает снег. Он хорошо лепится. Летом, когда жарко вода испаряется, поднимается вверх и падает дождем вниз. Вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Без воды невозможно жить!»

Ведущий. Молодцы! Счет ______ в пользу знатоков.

____________________________________________________________

Внимание – шестой раунд. Звук гонга.

Ведущий раскручивает волчок.

6. Эколёнок - Шалун
Ведущий: Выпал вопрос от озорного и шкодливого Эколёнка Шалуна. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное. Он проверит, следите ли вы за чистотой на планете. Для этого выполните задание «Вредно - полезно». Ваша задача за одну минуту определить, что вредно для природы и человека, а что полезно и верно распределить карточки.
Дети выполняют задание (лото «Вредно-полезно»)

Ведущий. Счет _____ в пользу знатоков. Молодцы!

____________________________________________________________

Скрипичный ключ поставлю я

Музыкальная пауза у нас, друзья!

Подвижная игра «Небо, земля, вода» (дети выполняют движения в соответствии с характером музыки: «небо» - дети летают, машут руками; «земля» - берутся за руки, образуя круг, идут хороводным шагом; «вода» - плавают)
__________________________________________________________

Внимание – седьмой раунд. Звук гонга.

Ведущий раскручивает волчок.

7. Вопрос от логопедов.
Ведущий: В этом конверте вопрос, который приготовили для вас учителя – логопеды. Они приготовили вам ребусы про животных. Ваша задача за одну минуту разгадать ребус и назвать животное, которое зашифровали педагоги.
Вопрос.   3 РЕБУСА про животных.
Ведущий. Внимание, правильный ответ (лиса, белка, тигр). 

Ведущий. Счет ____ в пользу знатоков. Молодцы!

_________________________________________________________________

Внимание – восьмой раунд. Звук гонга.

Ведущий раскручивает волчок.

8. Эколёнок – Тихоня
Ведущий: Выпал вопрос от тихого и скромного Эколёнка Тихони. Он очень внимательно следит за всеми обитателями природного сообщества и много знает и подготовил вам задание «Земля, вода, воздух». Ваша задача за одну минуту распределить карточки по трём группам – Земля вода, воздух, то есть выбрать, к какой среде обитания относится картинка.
Дети выполняют задание (лото «Земля, вода, воздух).

Ведущий. Счет_____ в пользу знатоков. Молодцы!

______________________________________________________________
Ведущий. Уважаемые игроки, на этом наша игра подошла к концу со счетом ____. Сегодня вы одержали победу и доказали, что являетесь настоящими знатоками природы.

Всё Хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, Узнать, Полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала,

И росли, как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Мы хотим вам вручить медали. Знатоки выходят из-за игрового стола и им вручаются медали.

Библиографический список:
1.                Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Изд. «Просвещение», 2013.
2.                Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой»: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» и «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2011 г.
3.                Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. «1000 загадок».М.: Изд. «Аст», 2016.
4.                Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. М.: Изд. «ТЦ Сфера», 2014.
5.                Николаева С.Н. «Юный эколог». Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. М.: «Просвещение», 2015. 
6.                Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». М.: Изд. «Педагогика»,1978.
2022