Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Дорогова И. В. Конспект логопедического занятия с нейродинамической гимнастикой для коррекции дисграфии

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf


Цель: развивать простые формы звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- закреплять знания о гласных и согласных звуках;
-совершенствовать высшие психические функции: мышление, память, внимание;
-воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: карточки с заданиями, рабочая тетрадь, предметные картинки домашние птицы, демонстрационные картинки, доска для лепки, кусочек пластилина, 8 квадратиков (5х5 см) из фольги.
Ход занятия
I.         Организационный момент.
Логопед: послушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.
II.      Основная часть.
1. Нейродинамическая гимнастика.
1)Мануальный блок.
Логопед: Обопрись на стол ладонями, с усилием нажимай на стол сначала левой, затем правой ладонью. Движения выполни поочередно 5-6 раз каждой рукой.
2) Стук
Логопед: Постучи каждым пальцем левой руки по столу под счет:
1раз – большой палец,
2 раза – указательный палец,
3 раза – средний палец,
4 раза – безымянный палец,
5 раз – мизинец.
3) Пластилин
Логопед: Перед тобой лежат два кусочка пластилина, раскатай красный кусочек пальцами левой руки, а зеленый кусочек пальцами правой руки.
4) Фольга.
Логопед: Перед тобой 8 квадратов. Ты должна брать их по одному, скатывать в плотный комочек: большим и указательным пальцами, большим и средним пальцами, большим и безымянным пальцами, большим и мизинцем. Сначала одной рукой, затем – другой.
5) Психомоторный блок.


Рис.1. Изображения животных.

Логопед: поставь пальчики левой руки на круги под изображением животных (рис.1.). Затем по моей команде поднимай и опускай пальчики на заданный счет: 1раз – котик, 2 раза – ёжик, 3 раза – собачка, 4 раза – мышка, 5 раз - зайчик. Молодец! Теперь повторяем игру для правой руки.
2. Загадки.
Логопед: - Послушай загадки и отгадай их. Запиши ответы так, чтобы последний звук предыдущего слова был первым звуком следующего слова.
1. Надутый, баловень двора,
Он выступает важно.
О красоте его пера
Петух мечтает каждый. (Индюк).
2. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)
3. Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой. (Ветер)
4. Поднялись ворота, всему миру красота. (Радуга)
Цепочка: Крокодил-лягушка, ветер-радуга.
3. Закрепление знания о гласных звуках.
Логопед: Сегодня мы будем учиться определять количество звуков в слове и составлять из звуков новые слова.
- Гусю очень нравятся гласные звуки и он забрал их себе. Помоги вернуть в слова гласные звуки А, О, У, И.
МШК – МИШКА,ГРД – ГРАД,СХР – САХАР,БРБН – БАРАБАН,НТК – НИТКА, ЛЦ – ЛИЦО
-Запиши полученные слова в тетрадь. Подчеркни гласные буквы красным цветом.
2.Дифференциация звуков и букв в словах.
-Теперь вспомним, как ты умеешь различать звуки и буквы в словах и определять их количество.
-Подпиши, пожалуйста, под каждой картинкой количество букв и звуков.
Пример: (на доске) ЛИСА-4 буквы,4 звука. Картинки: утка, петух, индюк, курица, гусь.
III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.
Логопед: наше занятие закончено. О чем мы сегодня говорили? (Ответ ребенка) Тебе понравилось занятие? (Ответ ребенка)

Библиографический список.

1. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. Ростов н/Д: Феникс, 2019.-32 с.
2021