НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Казакова Л. Г., Тарасова И. Н., Каленова Е. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


На сегодняшний день в России активно развивается практика инклюзивного образования, целью которого является оптимизация процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития, из них 80 % детей – это дети с ОВЗ. Этой категории детей свойственны: эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Ведь выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Столкнувшись с этими проблемами в своей практике, мы поняли, что необходима целенаправленная и организованная работа, которая не только обогатит эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью устранит недостатки в их эмоционально-личностном развитии.
Изучив методическую литературу по данному направлению, мы сделали вывод, что одним из методов развития эмоциональной сферы детей является песочная терапия.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен в начале 20 века швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными, свободно взаимодействуют с другими детьми, у них повышается интерес к занятиям, так как все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой форме. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Чаще, всего мы используем классическую музыку, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение.
Песочную терапию мы также используем в диагностических целях, например, методика «Моя семья» на песке, она намного информативнее, чем рисунок «Моя семья». Ведь многие дети не умеют рисовать, особенно большие проблемы возникают у детей с ОВЗ, они часто отказываются выполнять задания, связанные с рисованием. На песке же ребенку проще манипулировать фигурками, он начинает ими играть, взаимодействовать. По тому, как он их располагает, разворачивает, закапывает, или прячет в домиках, можно судить о семейной ситуации.
Также в течение занятия с ребенком мы выясняем уровень развития связной речи и игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует ли сюжет у картинки); эмоциональное развитие и стиль семейных отношений (диалоги между героями). Затем все регистрируем в протоколе, и в конце игры – фотографируем песочницу, используем результаты этой диагностики в нашей дальнейшей коррекционно-развивающей работе.
На индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях педагог-психолог использует следующие игры-упражнения: «Здравствуй, песок!», «Отпечатки наших рук», «Песочный ветер», «Песочный дождь», «Необыкновенные следы», «Норки для мышки», «Узоры на песке», «Песочные прятки» и т.д.
Учитель-логопед на коррекционных занятиях по развитию речи использует песочную терапию как вспомогательное средство, позволяющее стимулировать ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки. Каждое занятие включает в себя игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие диафрагмального дыхания: «Что под песком?», «Секрет», «Дорога к другу» и др. При выполнении артикуляционной гимнастики целесообразно выполнять пальчиковые упражнения с песком, для одновременной тренировки общей координации движений, совершенствования артикуляционной моторики. Песочная терапия дает положительные результаты в развитии фонематического слуха и восприятия, автоматизации и дифференциации звуков, коррекции нарушений слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматических нарушений речи и развитии связной речи: «Дорожка», «Посчитай, сколько слогов», «Чего не стало?», «Дорисуй картинку и составь предложение» и др.
Такого рода игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, так как они:
1) стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, поглощая негативную энергию;
2) развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
3) снимают мышечную напряженность;
4) способствуют развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
5) повышают познавательную активность, желание экспериментировать и работать самостоятельно;
6) совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
7) способствуют расширению словарного запаса.
Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Литература
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 2002. – 208 с.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – № 8 (44).
3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 2010. – 80 с.
2021