НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Крылова Н.С. Проекты как успешный метод работы с детьми и родителями

Библиографическое описание:

Крылова Н.С. Проекты как успешный метод работы с детьми и родителями // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Дошкольный возраст важный этап формирования личности ребенка. У маленького ребенка дошкольника любовь начинается с отношений семьи к маме и папе, старшим сестрам и братьям, к бабушке и дедушке, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, своей культуре. Взаимодействие ребёнка раннего возраста с родителями является первым
опытом взаимодействия с окружающим миром. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Каждый по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для становления человека, и вхождения его в большой мир. Благоприятный процесс адаптации детей к детскому саду во многом зависит от грамотного психологического сопровождения, тесного взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей в данный период, установление доверительного контакта между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в жизни группы, важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития детей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда остаётся актуальным, особенно в период привыкания детей к новым условиям детского сада. В современных изменений в системе образования, в соответствии с ФГОС ДО, сложившуюся ситуацию можно решить в процессе «взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». С учётом этого необходимо организовать взаимодействие с семьёй в разных формах. Опыт работы показывает, что на сегодняшний день такие формы работы с родителями, как собрания, консультации, наглядная информация и другие, недостаточно эффективны, так как родители выступают на них как формальные слушатели. Метод проектов - один из наиболее эффективных методов, который включает взаимодействие, педагогов, родителей и детей, и всей семьи: участие в каком – либо общем деле, совместные действия, деятельность. Целью каждого совместного проекта является решение актуальной проблемы, основанном на новом способе их разрешения. В реализации проектов активными участниками взаимодействия стали педагоги группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители. Во всех проектах главной целью взаимодействия являлось - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду, на сохранение и укрепление физического, эмоционального и психологического развития детей раннего возраста. Совместные проекты классифицировались по следующим признакам: по срокам реализации (краткосрочный, долгосрочный); по тематике. В процессе их реализации решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Определены этапы каждого проекта.

1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей на предстоящую деятельность; знакомство родителей с задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка проектной деятельности.

2 этап – исполнительский. Собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста, развитие ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка, формирование привычки у родителей в содержательном проведении совместной деятельности.

3 этап – заключительный.Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместной работы. Форма проведения: совместные праздники, занятия, досуги, участие в конкурсах, выставках.

Продумана и разработана программа мероприятий в рамках проектов, по следующим направлениям: организация работы с детьми; повышение компетентности родителей в вопросах воспитания; активизация общения детей и родителей через непосредственное участие в образовательной деятельности. Совместные проекты использовали разнообразные формы взаимодействия (онлайн беседы, выпуск групповой газет по лексическим темам, совместное проведение праздников и занятий с детьми, участие в конкурсах поделок), результаты отражали в фото и плакатах, пополнением предметно-пространственной среды. Использование предметно-развивающей среды, как средство гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста. принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях (совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы, обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.) иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Изучение психологических и возрастных особенностей детей: мониторинг, анкетирование, тестирование анализ предметно-развивающей среды: в группе имеются все необходимые объекты, материалы, в зонах - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства. Группы оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей их развития; Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми сверстниками, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи (совместные праздники, конкурсы, индивидуальные беседы, - по плану работы с родителями); Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей; среда является содержательно-насыщенной – включает в себя средства подачи информации (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с материалами (песок, кинетический песок, вода, лейки, поливалки, ракушки, и прочие предметы для экспериментирования), доступными детям; - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх; обеспечивается эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); появляется возможность самовыражения детей; Родители и дети совместно принимали активное участие в следующих проектах: “Яблочко” краткосрочный проект сентябрь - ноябрь, по лексической теме “Осень”; “Моя семья” долгосрочный проект сентябрь - май; “Доктор” по теме “Профессии”; “Повар” по теме “Профессии”; “Парикмахер” по теме “Профессии”, “Строитель” по теме “Профессии”. В проекте “Яблочко” для родителей была проведена консультация о пользе яблок, так же для родителей были собраны рецепты приготовления блюд из яблок, мы создали книгу рецептов в картинках с алгоритмом приготовления для детей. Родители участвовали в конкурсе поделок по теме проекта. Так же родители сшили книгу для развития мелкой моторики “Природа малышам” (каждый родитель шил свою страничку, потом мы ее собрали вместе в книгу) где есть задание собрать яблоки, угостить ежика яблоком, большое и маленькое яблоко, где есть яблоки красного, желтого и зеленого цвета. Задание для бабушек и дедушек было собрать яблоки на даче совместно с малышами. В группе было проведено совместное занятие с родителями и детьми, в котором родители делали забавные фигуры образы из яблок. Итоговое мероприятие музыкальный праздник “яблоки в осеннем саду”. В соответствии с планом проекта “Моя семья” была проведена встреча дети - родители - воспитатели. Родителям были предложены консультации «Как облегчить адаптацию для малышей», «Какие игрушки покупать детям», «Роль фольклора в эмоциональном и речевом развитии детей», проведён семинар практикум «Играем с ребёнком» по организации совместных игр дома. В помощь родителям оформлен тематический альбом «Куклы – своими руками», «Как мы играем дома» фотоальбом “Малыш и семья”. К дню матери было проведено открытое занятие “Что умеет мама”. Родители мастерили узелковые куколки на совместном занятии с детьми, куклы – перчатки с последующим использованием их в совместной игре «Теремок» на занятии. Папы изготовили люлечки, которыми с удовольствием играми дети. На сайте для родителей были показана видеосъёмка самостоятельных игр детей, где родители смогли посмотреть, как интересно, увлечённо, дружно играют, общаются дети в играх. Бабушки-мастерицы приносили вязанные прихваты геометрических форм (квадратные, круглые, треугольные, синие, зеленые, красные, желтые), вязанные сумочки, и тапочки для групповых кукол, так же четырех основных цветов. Проведено итоговое мероприятие встреча мам и малышей в группе и совместная лепка печенья, из заранее приготовленного теста (каждая мама заготавливала для своего малыша), мамы лепили совместно с детьми, и готовую форму забирали домой, а там уже запекали и пробовали, фотографируя процесс и результат. В проекте “Доктор”, “Повар”, “Парикмахер”, “Строитель”, мамы папы бабушки и дедушки, а также старшие братья и сестры делились фотографиями с места работы в соответствии с темой проекта, создавались фотоальбомы. Так же было предложено поиграть с ребенком дома в данную профессию. Родители участвовали в конкурсах поделок по теме проекта.

В результате тщательной и кропотливой работы достигается поставленная цель работы с проектами: родители с удовольствием присоединяются, к совместной образовательной деятельности, что приводит к позитивной социализации ребенка, к его всесторонне личностному, морально-нравственному и познавательному развитию, также совместная работа способствует развитию инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Также реализуются задачи: обеспечение и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях; максимально реализовывается образовательный потенциал пространства группы, приспособить и реализовать Программы ФГОС, а также материалы, оборудования и инвентаря для развития детей первой младшей группы в соответствии с особенностями, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Литература

1.Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. ISBN 978-5-85630-100-6

2.Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации/ Методическое пособие/ Махова Г.А., Никитина Н.А. – Белгород, 2017 – 167 с.
2023