НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Барабанщикова Е.Н. Применение мнемотехники при ознакомлении старших дошкольников с пейзажной живописью

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО) предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов способствует воспитанию эстетически грамотных людей, становлению цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Основными целями ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства являются: развитие эстетического сознания детей, умения видеть красоту, гармонию вокруг себя и в природе, в жизни и деятельности человека; формирование на основе полученных знаний изобразительных умений. Умений применять средства изобразительной выразительности (цвет, композиция, характер линии) в своих работах.

Поставленные цели можно достигнуть путем решения ряда задач, которые условно делятся на 4 группы:

1. Содержательная. Обучение детей понимать, что изображено на картине.

2. Изобразительно-выразительная. Обучение детей воспринимать и оценивать художественные средства.

3. Эмоционально-личностная. Формирование у детей умения давать эстетическую оценку произведения.

4. Воспитательная. Развитие нравственно-эстетических качеств, формирование познавательных интересов.

Все эти задачи ставятся перед воспитателем и детьми в процессе знакомства с жанровым картинам живописи. Восприятие произведений живописи требует от дошкольников умения не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине. Это довольно сложная тема не только для детей, но и для воспитателя и требует большой предварительной подготовки. Исходя из личного опыта проведения занятий, ребята с легкостью описывают содержание картины, перечисляя изображения. Дают эмоциональную оценку, основываясь на личном опыте. Например: «Мне понравилась эта картина, потому что на ней красиво нарисованы деревья, цветы, подобраны яркие цвета». Установить взаимосвязь между применяемыми изобразительными средствами (цвет, композиция, линия) и идейным замыслом художника, что хотел передать своим произведением автор, становиться более сложной задачей.

Известный педагог К.Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная последовательность информации для выполнения задания. Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Применение не изображения предметов, а символов приводит к обогащению словарного запаса и развитию ассоциативного мышления ребят. Применяя мнемотехнику в своей практике, я отметила, что процесс усвоения нового материала ребятами проходит без чрезмерного умственного и нервного напряжения, упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается внимательность.

Работу с мнемотаблицей провожу в несколько этапов.

На первом этапе показываю детям мнемотаблицу (таблица 1) и разбираю, что на ней изображено. В ходе искусствоведческого рассказа, с опорой на символы таблицы, учу детей понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Структура рассказа.

1. Сообщение названия картины. Имя и фамилия художника

2. Что изображено на картине? К какому жанру живописи относится данная картина?

3. Какое время года изобразил художник. Как ему это удалось.

4. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали. (выделить композиционный центр).

5. Как оно изображено (цвет).

6. Какие оттенки цветов использовал художник.

7. Какое настроение вызывает картина.

8. О чём думается, что вспоминается, глядя на картину.

Использование такой структуры рассказа использую до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

На втором этапе учу детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он выразил замысел, какими изобразительными средствами раскрыл содержание произведения).

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому в беседе использую приём «вхождения в картину» с целью вызвать эмоциональный отклик, стимулировать творческую фантазию, речевую активность детей. Задаю вопросы: в каком месте картины хотел очутиться, что увидел, услышал? Так при рассматривании картины И. Левитана «Март» ребятам хотелось постоять на крыльце и погреться на солнышке, покататься в санях, послушать звук капели, посбивать сосульки.

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяю приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении пейзажа, если бы художник написал картину в холодных, теплых тонах? Ответы на данные вопросы подразумевают развитое цветовосприятие детей. Предварительно знакомлю ребят с понятием холодных и теплых цветов, передачей ими разного настроения. Систематические наблюдения в природе сезонных изменений, дидактические упражнения «Разложи листики по тону», «Соотнеси листик с цветом квадрата», «Кто красивее опишет цветок, листик, явление» положительно влияют на развитие цветовосприятия ребят, активизируют речь, мышление.

На заключительном этапе формирую у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом мне помогают такие вопросы: «Что хотел показать художник своей картиной?», «О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?» Применяю игровые приемы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?», игра «Экскурсовод».

Главным итогом и практическим результатом применения мнемотаблицы в составлении описательного рассказа детьми стали: деятельная активность, устойчивый интерес к занятиям, способность устанавливать причинно-следственные связи, речевая активность, пополнение словарного запаса, творческость, осознанное применение изобразительных средств (линия, цвет, композиция) в своих работах.

Мнемотаблица по ознакомлению с пейзажем.

Таблица 1

Список литературы:1. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.

3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.-- М.: Просвещение, 2005. - 146с.

4. Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам Метод. руководство, картинный комплект. — М.: Книголюб, 2014
2022