Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf
Аннотация: Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в учебной роте кадетского корпуса. Рассмотрены цели, задачи, содержание и организационные формы профориентирования в учебно-воспитательном процессе кадетского корпуса.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенция ориентировки, компетенция выбора, компетенция проектирования, компетенция совершенствования
Одним из приоритетных направлений работы ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский корпус МО РФ» является профессиональная ориентация обучающихся.
Основная цель профориентации кадет заключается в овладении следующими группами компетенций профессионального самоопределения: компетенция ориентировки (готовность самостоятельно ориентироваться в профориентационно значимом информационном поле), компетенция выбора (готовность совершать самостоятельный, осознанный и ответственный профессиональный выбор и воплощать его), компетенция проектирования (готовность проектировать собственную жизненно-профессиональную и карьерную перспективу), компетенция совершенствования (готовность совершенствовать собственное профессиональное мастерство).
В соответствии с содержанием образования в Кронштадтском морском кадетском военном корпусе профориентация осуществляется по двум основным направлениям: урочная и внеурочная деятельность.
Во время уроков профориентация осуществляется через учебные предметы, олимпиады, предметные недели и происходит формирование социальной компетенции.
Внеурочная деятельность кадет включает в себя все виды деятельности обучающихся и включает в себя комплекс профориентационных мероприятий, которые способствуют формированию компетенций профессионального самоопределения.
Задачи, которые ставит перед собой педагогический состав роты, заключаются в развитии профориентационной компетентности обучающихся через просвещение, диагностику, консультирование, создание информационно-методического комплекса для удовлетворения потребности кадет в информации профориентационной направленности, создание механизма взаимодействия с Высшими военными заведениями Министерства обороны Российской Федерации.
Педагоги роты проводят мероприятия, посвящённые памятным датам и дням Воинской Славы, организуют экскурсии профориентационной и гражданско-патриотической направленности. Большое внимание уделяется преемственности поколений, кадеты готовят концерты и выступления для пожилых людей, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями Блокадного Ленинграда, ветеранами боевых действий, Героями России, принимают участие в городских, региональных, всероссийских мероприятиях
Кадеты, с интересом изучают историю Кронштадта - города Морской и Воинской Славы, в котором находится кадетский корпус, посещают военно-исторический парк «Патриот», который создаётся в Кронштадте и должен стать символом морской славы России. В рамках Кронштадтского парка «Патриот» кадеты побывали на береговой батарее «Демидов», на выставке современного вооружения и специальной техники, на корвете Бесстрашный, на мортирных батареях, в историческом комплексе с элементами военного быта и полевого лагеря, стали зрителями реконструкций военно-исторических событий.
Парадный расчёт Кронштадтского морского кадетского военного корпуса принимает участие в параде Победы в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и торжественных мероприятиях Главного Военно-Морского парада.
В это же время кадеты более подробно знакомятся с классификацией офицерских профессий и специальностей, со спецификой требований, которые предъявляются к личности человека, решившего посвятить себя службе в армии.
В помещениях рот оформлен информационный стенд по военно-профессиональной ориентации. Кадеты могут самостоятельно познакомиться с перечнем военно-морских специальностей, по которым осуществляется набор курсантов на высшее и средне-специальное профессиональное обучение.
Ведётся совместная работа Кронштадтского морского кадетского военного корпуса и Военно-морского политехнического института (ВМПИ) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» по организации мероприятий направленных на профессиональную ориентацию кадет. Каждый учебный класс роты имеет куратора из ВМПИ, который организует дни открытых дверей, посещение кафедр ВМПИ, выступления специалистов ВМФ перед кадетами и родителями, проводит классные часы, встречи кадет с курсантами, совместные культпоходы. С большим интересом кадеты встречаются с выпускниками Кронштадтского морского кадетского военного корпуса, которые продолжили своё образование в ВВУЗах Министерства обороны Российской Федерации.
Педагогический коллектив рот проводить групповые и индивидуальные беседы с кадетами, направленные на осознанный выбор профессии военного офицера, и прививает кадетам интерес к будущей профессии.
Кадет 1 учебной роты Шумов Савелий в своём сочинении «Я моряк» очень точно описал своё отношение к военной службе и своей будущей профессии: «С раннего детства мне хотелось очутиться у моря, жить рядом с ним, и мечта моя сбылась. В корпусе из нас воспитывают настоящих моряков: сначала кадетов, потом, выпустившись из корпуса, курсантов, затем офицеров, а может быть, и будущих адмиралов; прививают чувства патриотизма, любви к Родине, мужество и героизм – главные качества настоящего моряка. В будущем я встану в ряды ВМФ России, от стремления стать настоящим морским офицером, защитником Отечества я не отступлюсь!».
Мы очень надеемся, что комплексный подход и поддержка обучающихся педагогическим коллективом корпуса повлияет на успешный профессиональный выбор кадет.
Литература:
1. Горяйнов, В.Н. Воспитание ответственности будущих офицеров как педагогическая проблема / В.Н. Горяйнов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –Челябинск. –2007. –No 6. –С. 54–61.3
2. Пестов В.А. История и перспективы развития военного образования в России. –М: ВА РВСН, 2001, с.114-1201
3. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения /А.В. Мудрик. – М., 1977.
4. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация кадет: организация и управление / С.Н. Чистякова. - М., 1987