Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Вагайцева Е.А. Проектирование и реализация технологии развития критического мышления в профессиональном образовании

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


В статье рассматриваются приемы технологии критического мышления, применяемые в системно-деятельностном подходе на занятиях географии в ГБПОУ НСО «НЭК». Дается оценка применяемым методикам, указывается логичность их использования.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, критическое мышление, технология обучения, метод обучения, современные технологии
Основной целью обучения географии в профессиональных образовательных учреждениях является: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире; овладение умениями сочетать разные подходы для описания и анализа природных, социально-экономических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, творческих способностей; нахождение и применение географической информации; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира [4, с. 3].
Для реализации целей обучения СПО и развития способностей учащихся, в своей педагогической деятельности руководствуюсь принципами системно - деятельностного подхода на основе технологии развития критического мышления.
В большом энциклопедическом словаре деятельность рассматривается как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс [5].
Процесс в системно-деятельностном подходе становится важной составляющей обучения. Поэтому в технологии формирования приемов учебной деятельности понятие рассматривается как особая форма учебной активности учащихся, которая направлена на приобретение знаний путем решения системы учебных задач. Особенность технологии в том, что она указывает, как ученик должен решать учебную задачу, в отличие от традиционной методики, которая определяет действия учителя [3, с. 101].
Принцип единства сознания и деятельности был разработан А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном еще в начале ХХ века. Суть его состоит в том, что человеческая психика проявляется и формируется в деятельности – трудовой, учебной, игровой.
Какими бы природными задатками не обладал бы от рождения человек, они смогут получить свое развитие лишь в процессе деятельности. Еще более ярко этот процесс проявляется в мышлении, которое С. Л. Рубинштейн характеризует как процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания. При этом особое внимание уделяется не результатам мыслительной деятельности, а процессу, который приводит к этому результату [2, с. 77].
Таким образом, можно отметить, что системно-деятельностный подход - это такая организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
Реализовать принципы системно-деятельностного подхода помогает технология критического мышления. Эта технология особенна тем, что она несложными и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. Важно развивать творческие возможности учащихся, умение работать с большим объемом информации, желание учиться чему-то новому, уметь планировать свою деятельность, принимать быстрые решения в нестандартных ситуациях, а также развивать настойчивость и гибкость. Способствовать формированию качеств так необходимых будущему специалисту в современном быстроменяющемся мире.
В основе данной технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: «вызов» - формирование личностного интереса к получению новой информации; «реализация смысла» - активное получение информации; «рефлексия» - суммирование и систематизация новых знаний.
Прежде чем организовать учебную деятельность, студентов необходимо направить на эту деятельность. Для этого формирую личные учебно-познавательные мотивы, предлагаю студентам учебную задачу: «Для чего необходимо изучать тот или иной материал?». У учащихся часто возникают трудности в формулировке целей и задач урока, преодолеть эти трудности помогают приемы: «Знаю-Хочу узнать-Узнал»; «Корзина идей»; «Упрямый Фома»; «Поясните цитату», «Мозговой штурм». А также: видеофрагменты, например: Мир наизнанку «Хиросима и Нагасаки – истории выживших», С. Говорухин «Россия, которую мы потеряли»; проблемные вопросы, - «Что означает символика и цвета флага?» история, значение, личное мнение; стихотворения о природе и странах мира; музыкальные произведения - этническая музыка народов мира, произведения композиторов разных стран. В начале урока удачно используются викторины, ребусы, кроссворды, приемы «Расшифруй фразу», «Выбери лишнее», обеспечивающие связь с предыдущим уроком, а так же способствующие развитию мотивации учащихся.
Приемы способствуют активизации учащихся, развивают интерес к изучаемой теме, помогают в приобретении знаний и формировании умений их получения.
Следует отметить, что роль умений в содержании образования постоянно возрастает. Так как познавательная деятельность развивается в том случае, если студентов обучают самостоятельно добывать знания. Сделать это можно только путем формирования умений и навыков. Знания и умения тесно между собой связаны и формируются одновременно [2, с. 56].
Современный студент обладает большими возможностями для поиска любой информации, но многие учащиеся не умеют ее грамотно отбирать, проверять, представлять. Поэтому важно развивать умения ориентироваться в большом информационном мире.
Для развития умений самостоятельно «добывать» знания использую разнообразные приемы и технологии. Работа с текстом: «Составление кластера», «Концептуальная таблица», «Известное, неизвестное», «Иллюстративное изображение», «Поучительный вывод», «Фишбоун», «Что такое? Кто такой?».
В процессе решения практических и исследовательских задач, для развития разносторонней личности и понимания всех процессов окружающей действительности, связываю вопросы географии с другими предметами: историей (открытие материков, изменения на политической карте мира), обществознанием (вопросы экономики стран), химией (промышленность мира, экология окружающей среды), астрономией (экспедиция Х. Колумба и лунное затмение); использование стихов и отрывков художественных произведений (Ж. Верн). Метапредметные связи оживляют уроки и усиливают эмоциональное восприятие материала.
Формированию навыков поисковой и аналитической работы способствует подготовка и оформление сообщений, докладов, рефератов. Тематика работы определяется в зависимости от специальности и тесно связана изучаемым студентами направлением: «Автомобиль будущего: альтернативные виды топлив»; «Оценка качества автомобильных топлив»; «Охрана окружающей среды при использовании ГСМ».
Развитию критического мышления способствуют задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений, например: «Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется. Г. Честертон сказал: «Прогресс- отец проблем». Как вы понимаете его слова?». Задания на постановку проблемного вопроса, например: В Бразилии есть уникальная заповедная зона Пантанал, заболоченная местность. Это самое масштабное болото в мире, размер которого соизмерим с площадью Франции. Как вы думаете, что повлияло на его формирование?
Проблемные вопросы и задания повышают самостоятельность учащихся, в результате студент осознает цель своей деятельности, и те действия, которые он должен выполнить для решения учебной задачи.
В процессе обучения создаются благоприятные условия для разноуровневой подготовки, развития и формирования индивидуальных способностей каждого. Поэтому в системе реализации деятельностного подхода использую технологии основанные на уровневой дифференциации обучения. Данная форма организуется на всех этапах урока. Условия выполнения заданий проговариваются, каждый учащийся понимает, какой объем заданий ему необходимо выполнить на требуемую отметку. Трудности возникают при работе с отстающими студентами, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения в поиске информации, нуждаются в дополнительных разъяснениях. Требуется длительное время для включения их в учебный процесс. Уровневая дифференциация способствует повышению качества успеваемости и мобильности студентов.
В системе контроля и оценивания деятельности студентов, обязательным является сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, снятие страха перед низкой оценкой. В целях контроля учащихся использую традиционный устный и письменный опрос, тестирование, проверку качества выполнения практических заданий, методы социологического исследования. Наиболее продуктивной считаю устную рефлексию с самооценкой или взаимооценкой проделанной работы, в конце учебного занятия. Удачно использую приемы: «Плюс, минус, интересно»; «Комплимент», «Цветные карточки», «Оценка достижения целей»; «Три М», «Синквейн», «Незаконченное предложение». Приемы используются от наиболее простых примеров анализа, к более полным и грамотным.
Результаты моей деятельности проявились в том, студенты хорошо умеют раскрывать причинно-следственные связи, решать проблемные задания, связывать полученные на занятиях знания с современной жизнью и применять их при анализе и оценке современного состояния общества. Главный результат – на уроках комфортно чувствуют себя все учащиеся; они постоянно взаимодействуют друг с другом; каждый включен в процесс развития. В процессе обучения все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому учащемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.

Список использованных источников

1.       Дмитрук Н. Г. Методика обучения географии: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / Н. Г. Дмитрук, В. А. Назовцев, С. В. Васильев. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – с 320.
2.       Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Дрофа, 2015. - 510 с.
3.       Финаров Д. П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов /Д.П. Финаров. – М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с.
4.       Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованная ФГАУ «ФИРО», 2017 г.
5.       Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] - http://enc-dic.com/enc_big/Dejatelnost-17524.html (дата обращения 27.03.2018).
2019