Библиографическое описание:
Тимофеева Е.М. Развитие монологической речи на уроках английского языка в девятом классе // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
Развитие умения монологической речи является одной из важнейших задач в процессе преподавания иностранных языков. Обучение говорению требует от обучающихся построения собственного высказывания, обусловленного определенной ситуацией общения [2]. Часто задания такого рода вызывают трудности у изучающих иностранный язык. Данная проблема связана с тем, что развитие монологической речи требует больших временных затрат как со стороны учащегося, так и со стороны учителя. Это достаточно длинный, сложный, комплексный процесс.
Особую актуальность развитие умения говорения приобретает в связи с тем, что данный раздел включен в КИМ основного государственного экзамена. Устная часть ОГЭ включает в себя три задания: 1) чтение текста вслух; 2) участие в тематическом опросе (интервью); 3) монологическое высказывание по определенной теме. В рамках данной статьи особый интерес представляет третье задание. Данное задание проверяет способность участника ОГЭ создавать связное высказывание объемом в 10-12 предложений с опорой на план. При проверке задания учитываются следующие моменты: решение коммуникативной задачи, организация высказывания, языковое оформление речи.
Развитие монологической речи невозможно рассматривать изолированно от развития других речевых умений и языковых навыков. Таким образом, процесс подготовки должен иметь комплексный характер. Общий план подготовки можно представить следующим образом:
1) Ознакомиться со списком возможных тем монологических высказываний. Данную информацию можно найти в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения ОГЭ по английскому языку.
2) разбор лексического материала по темам;
3) выполнение заданий на чтение с проверкой понимания текстов. Прочитанные тексты могут дать фоновые знания по теме и послужить основой для будущих монологов.
4) задание в формате «опрос – ответ». Задание тренирует умение учащихся отвечать на вопросы по темам на уровне одного-двух предложений;
5) создание монолога.
Для получения хороших баллов на экзамене, обучающимся необходимо ознакомиться с фразами-клише, которые могут послужить средствами логической связи в монологическом высказывании:
1) вступительная фраза: I’m going to give a talk about …;
2) слова-связки: besides, moreover, firstly, secondly, thirdly и т.д.;
3) фразы для выражения собственного мнения: in my opinion, I think, as for me;
4) завершающая фраза: In conclusion I would like to say…
В процессе подготовки для учащегося может оказаться полезным метод создания интеллект-карт (mind-mapping). Интеллект-карта – это инструмент генерирования идей, который позволяет визуализировать процесс мышления [4].
Учитель задает определённую тему, например, “Travelling”. Учащиеся должны в графической форме записать понятия, с которыми ассоциируется указанная тема. Делается это следующим образом:
· в центре листа помещают главный блок, где фиксируется тема;
· вокруг выстраиваются другие блоки, в которые записываются понятия, связанные с данной темой;
· от этих блоков могут идти ответвления к другим блокам и т.д. [6]
В процессе создания интеллект-карты активизируются критическое мышления и память. В дальнейшем созданная интеллект-карта может быть использована как основа для создания монолога.
В процессе развития устной монологической речи могут помочь следующие упражнения:
1) репродуктивные;
2) дискутивные;
3) композиционные.
Репродуктивные упражнения
К данному виду упражнений можно отнести традиционный пересказ, который является подготовкой к последующему свободному выражению мысли. Во время пересказа учащиеся усваивают языковые средства и грамматические конструкции пересказываемого текста [3].
Композиционные упражнения
Данный вид упражнений также называют устным сочинением, т.к. он представляет собой рассказ по предложенному сюжету или ситуации. Например, учащимся предлагается рассказать о своем друге, летних каникулах, хобби и т.д. [3].
Дискутивные упражнения:
Discussion on the Go
Учащиеся записывают три идеи, связанные с темой дискуссии. Затем они находят собеседника и делятся друг с другом своими аргументами, обосновывая их. После этого учащиеся образуют новые пары. В конце задания ученики должны поделиться самой интересной мыслью [5].
Pulling Rope Discussion
Учитель знакомит учащихся со спорным вопросом, рисуя на доске канат, концы которого представляют противоположные стороны данной ситуации. Учащиеся должны решить, какую сторону представленной дилеммы они бы выбрали и почему [5].
Обучение монологической речи – это важный этап в процессе обучения языку в целом. Успешное овладение иностранным языком невозможно представить без хорошо развитого умения создавать связное монологическое высказывание. Совершенствование коммуникативных навыков на уроках иностранного языка является важнейшим условием для развития иноязычной коммуникативной компетенции у школьников.
Библиографический список:
1) Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации // Иностранные языки в школе №4. М.: РЕЛОД, 1995. 96с.
2) Овчаренко И.С. Упражнения на развитие навыка монологической речи [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/638154 (дата обращения: 24.04.2023).
3) Использование технологии mind map на уроках английского языка [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-mind-map-na-urokah-angliyskogo-yazika-3180825.html (дата обращения: 26.04.2023).
4) Шесть идей для дискуссии на уроках английского языка [Электронный ресурс] URL: https://www.teachaholic.pro/discussion-strategies-kak-vovlech-vsex-studentov-v-obsuzhdenie-na-uroke-anglijskogo/ (дата обращения: 24.04.2023).
5) Mind map: как использовать и создавать интеллект-карты [Электронный ресурс] URL: https://web-c.ru/blog/mindmap_dlya_marketologa/ (дата обращения: 26.04.2023).
Тимофеева Е.М. Развитие монологической речи на уроках английского языка в девятом классе // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
Развитие умения монологической речи является одной из важнейших задач в процессе преподавания иностранных языков. Обучение говорению требует от обучающихся построения собственного высказывания, обусловленного определенной ситуацией общения [2]. Часто задания такого рода вызывают трудности у изучающих иностранный язык. Данная проблема связана с тем, что развитие монологической речи требует больших временных затрат как со стороны учащегося, так и со стороны учителя. Это достаточно длинный, сложный, комплексный процесс.
Особую актуальность развитие умения говорения приобретает в связи с тем, что данный раздел включен в КИМ основного государственного экзамена. Устная часть ОГЭ включает в себя три задания: 1) чтение текста вслух; 2) участие в тематическом опросе (интервью); 3) монологическое высказывание по определенной теме. В рамках данной статьи особый интерес представляет третье задание. Данное задание проверяет способность участника ОГЭ создавать связное высказывание объемом в 10-12 предложений с опорой на план. При проверке задания учитываются следующие моменты: решение коммуникативной задачи, организация высказывания, языковое оформление речи.
Развитие монологической речи невозможно рассматривать изолированно от развития других речевых умений и языковых навыков. Таким образом, процесс подготовки должен иметь комплексный характер. Общий план подготовки можно представить следующим образом:
1) Ознакомиться со списком возможных тем монологических высказываний. Данную информацию можно найти в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения ОГЭ по английскому языку.
2) разбор лексического материала по темам;
3) выполнение заданий на чтение с проверкой понимания текстов. Прочитанные тексты могут дать фоновые знания по теме и послужить основой для будущих монологов.
4) задание в формате «опрос – ответ». Задание тренирует умение учащихся отвечать на вопросы по темам на уровне одного-двух предложений;
5) создание монолога.
Для получения хороших баллов на экзамене, обучающимся необходимо ознакомиться с фразами-клише, которые могут послужить средствами логической связи в монологическом высказывании:
1) вступительная фраза: I’m going to give a talk about …;
2) слова-связки: besides, moreover, firstly, secondly, thirdly и т.д.;
3) фразы для выражения собственного мнения: in my opinion, I think, as for me;
4) завершающая фраза: In conclusion I would like to say…
В процессе подготовки для учащегося может оказаться полезным метод создания интеллект-карт (mind-mapping). Интеллект-карта – это инструмент генерирования идей, который позволяет визуализировать процесс мышления [4].
Учитель задает определённую тему, например, “Travelling”. Учащиеся должны в графической форме записать понятия, с которыми ассоциируется указанная тема. Делается это следующим образом:
· в центре листа помещают главный блок, где фиксируется тема;
· вокруг выстраиваются другие блоки, в которые записываются понятия, связанные с данной темой;
· от этих блоков могут идти ответвления к другим блокам и т.д. [6]
В процессе создания интеллект-карты активизируются критическое мышления и память. В дальнейшем созданная интеллект-карта может быть использована как основа для создания монолога.
В процессе развития устной монологической речи могут помочь следующие упражнения:
1) репродуктивные;
2) дискутивные;
3) композиционные.
Репродуктивные упражнения
К данному виду упражнений можно отнести традиционный пересказ, который является подготовкой к последующему свободному выражению мысли. Во время пересказа учащиеся усваивают языковые средства и грамматические конструкции пересказываемого текста [3].
Композиционные упражнения
Данный вид упражнений также называют устным сочинением, т.к. он представляет собой рассказ по предложенному сюжету или ситуации. Например, учащимся предлагается рассказать о своем друге, летних каникулах, хобби и т.д. [3].
Дискутивные упражнения:
Discussion on the Go
Учащиеся записывают три идеи, связанные с темой дискуссии. Затем они находят собеседника и делятся друг с другом своими аргументами, обосновывая их. После этого учащиеся образуют новые пары. В конце задания ученики должны поделиться самой интересной мыслью [5].
Pulling Rope Discussion
Учитель знакомит учащихся со спорным вопросом, рисуя на доске канат, концы которого представляют противоположные стороны данной ситуации. Учащиеся должны решить, какую сторону представленной дилеммы они бы выбрали и почему [5].
Обучение монологической речи – это важный этап в процессе обучения языку в целом. Успешное овладение иностранным языком невозможно представить без хорошо развитого умения создавать связное монологическое высказывание. Совершенствование коммуникативных навыков на уроках иностранного языка является важнейшим условием для развития иноязычной коммуникативной компетенции у школьников.
Библиографический список:
1) Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации // Иностранные языки в школе №4. М.: РЕЛОД, 1995. 96с.
2) Овчаренко И.С. Упражнения на развитие навыка монологической речи [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/638154 (дата обращения: 24.04.2023).
3) Использование технологии mind map на уроках английского языка [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-mind-map-na-urokah-angliyskogo-yazika-3180825.html (дата обращения: 26.04.2023).
4) Шесть идей для дискуссии на уроках английского языка [Электронный ресурс] URL: https://www.teachaholic.pro/discussion-strategies-kak-vovlech-vsex-studentov-v-obsuzhdenie-na-uroke-anglijskogo/ (дата обращения: 24.04.2023).
5) Mind map: как использовать и создавать интеллект-карты [Электронный ресурс] URL: https://web-c.ru/blog/mindmap_dlya_marketologa/ (дата обращения: 26.04.2023).