Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Тимофеева Е.М. Развитие монологической речи на уроках английского языка в девятом классе

Библиографическое описание:

Тимофеева Е.М. Развитие монологической речи на уроках английского языка в девятом классе // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.

Развитие умения монологической речи является одной из важнейших задач в процессе преподавания иностранных языков. Обучение говорению требует от обучающихся построения собственного высказывания, обусловленного определенной ситуацией общения [2]. Часто задания такого рода вызывают трудности у изучающих иностранный язык. Данная проблема связана с тем, что развитие монологической речи требует больших временных затрат как со стороны учащегося, так и со стороны учителя. Это достаточно длинный, сложный, комплексный процесс.

Особую актуальность развитие умения говорения приобретает в связи с тем, что данный раздел включен в КИМ основного государственного экзамена. Устная часть ОГЭ включает в себя три задания: 1) чтение текста вслух; 2) участие в тематическом опросе (интервью); 3) монологическое высказывание по определенной теме. В рамках данной статьи особый интерес представляет третье задание. Данное задание проверяет способность участника ОГЭ создавать связное высказывание объемом в 10-12 предложений с опорой на план. При проверке задания учитываются следующие моменты: решение коммуникативной задачи, организация высказывания, языковое оформление речи.

Развитие монологической речи невозможно рассматривать изолированно от развития других речевых умений и языковых навыков. Таким образом, процесс подготовки должен иметь комплексный характер. Общий план подготовки можно представить следующим образом:

1) Ознакомиться со списком возможных тем монологических высказываний. Данную информацию можно найти в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения ОГЭ по английскому языку.

2) разбор лексического материала по темам;

3) выполнение заданий на чтение с проверкой понимания текстов. Прочитанные тексты могут дать фоновые знания по теме и послужить основой для будущих монологов.

4) задание в формате «опрос – ответ». Задание тренирует умение учащихся отвечать на вопросы по темам на уровне одного-двух предложений;

5) создание монолога.

Для получения хороших баллов на экзамене, обучающимся необходимо ознакомиться с фразами-клише, которые могут послужить средствами логической связи в монологическом высказывании:

1) вступительная фраза: I’m going to give a talk about …;

2) слова-связки: besides, moreover, firstly, secondly, thirdly и т.д.;

3) фразы для выражения собственного мнения: in my opinion, I think, as for me;

4) завершающая фраза: In conclusion I would like to say…

В процессе подготовки для учащегося может оказаться полезным метод создания интеллект-карт (mind-mapping). Интеллект-карта – это инструмент генерирования идей, который позволяет визуализировать процесс мышления [4].

Учитель задает определённую тему, например, “Travelling”. Учащиеся должны в графической форме записать понятия, с которыми ассоциируется указанная тема. Делается это следующим образом:

· в центре листа помещают главный блок, где фиксируется тема;

· вокруг выстраиваются другие блоки, в которые записываются понятия, связанные с данной темой;

· от этих блоков могут идти ответвления к другим блокам и т.д. [6]

В процессе создания интеллект-карты активизируются критическое мышления и память. В дальнейшем созданная интеллект-карта может быть использована как основа для создания монолога.

В процессе развития устной монологической речи могут помочь следующие упражнения:

1) репродуктивные;

2) дискутивные;

3) композиционные.

Репродуктивные упражнения

К данному виду упражнений можно отнести традиционный пересказ, который является подготовкой к последующему свободному выражению мысли. Во время пересказа учащиеся усваивают языковые средства и грамматические конструкции пересказываемого текста [3].

Композиционные упражнения

Данный вид упражнений также называют устным сочинением, т.к. он представляет собой рассказ по предложенному сюжету или ситуации. Например, учащимся предлагается рассказать о своем друге, летних каникулах, хобби и т.д. [3].

Дискутивные упражнения:

Discussion on the Go

Учащиеся записывают три идеи, связанные с темой дискуссии. Затем они находят собеседника и делятся друг с другом своими аргументами, обосновывая их. После этого учащиеся образуют новые пары. В конце задания ученики должны поделиться самой интересной мыслью [5].

Pulling Rope Discussion

Учитель знакомит учащихся со спорным вопросом, рисуя на доске канат, концы которого представляют противоположные стороны данной ситуации. Учащиеся должны решить, какую сторону представленной дилеммы они бы выбрали и почему [5].

Обучение монологической речи – это важный этап в процессе обучения языку в целом. Успешное овладение иностранным языком невозможно представить без хорошо развитого умения создавать связное монологическое высказывание. Совершенствование коммуникативных навыков на уроках иностранного языка является важнейшим условием для развития иноязычной коммуникативной компетенции у школьников.

Библиографический список:

1) Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации // Иностранные языки в школе №4. М.: РЕЛОД, 1995. 96с.

2) Овчаренко И.С. Упражнения на развитие навыка монологической речи [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/638154 (дата обращения: 24.04.2023).

3) Использование технологии mind map на уроках английского языка [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-mind-map-na-urokah-angliyskogo-yazika-3180825.html (дата обращения: 26.04.2023).

4) Шесть идей для дискуссии на уроках английского языка [Электронный ресурс] URL: https://www.teachaholic.pro/discussion-strategies-kak-vovlech-vsex-studentov-v-obsuzhdenie-na-uroke-anglijskogo/ (дата обращения: 24.04.2023).

5) Mind map: как использовать и создавать интеллект-карты [Электронный ресурс] URL: https://web-c.ru/blog/mindmap_dlya_marketologa/ (дата обращения: 26.04.2023).
2023