По мнению К. К. Платонова, социально-психологический климат является одним из важных составляющих внутренней структуры группы, определяется взаимоотношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит уровень активности в достижении намеченных целей. Социально-психологическая атмосфера внутри учреждения испытывает на себе непосредственное влияние индивидуальных психологических особенностей ее руководителей, складывающихся из: уровня интеллекта, ценностных ориентаций, личностных качеств, образованности, опыта, наличия внешних связей, возраста. [1] Существует определенная система правил, отражающих корпоративную культуру организации: - преданность организации; - высокий профессионализм, обязательность высшего образования; - высокие моральные качества: ответственность, надежность, честность; - способность к сотрудничеству и партнерству; - наличие бойцовских качеств, выражающихся в активности, стремлении всегда бороться за успех и не раскисать при неудачах; - стремление к высокому уровню жизни и желание работать на предельном уровне затрат энергии и сил и др. [2] Все вышеперечисленные показатели варьируются в зависимости от действий руководителя образовательной организации, его принятых решений, оказывая непосредственное влияние на отношения в коллективе. Организационная культура является значимым фактором при формировании межличностных отношений на базе образовательного учреждения. Межличностными отношениями является совокупность взаимодействий, возникающих между отдельными людьми, нередко сопровождающееся эмоциональными переживаниями. В основе межличностных отношений, как правило, лежат разные виды общения и включающие в себя такие компоненты как восприятие, переживание, действие. Межличностные отношения, проявляющиеся повсеместно при взаимодействии педагогического коллектива, преобразовываются на основе нижеследующего функционирования сфер организационной деятельности: · стиля управления; · типа организационной культуры; · стратегии управления коллективом. Стиль управления, свойственный образовательному учреждению напрямую влияет на взаимоотношения педагогического персонала. При условии реализации авторитарного стиля управления межличностные отношения в коллективе будут формальными и официальными, опирающиеся на иерархию власти. При демократической модели управления межличностные отношения будут включать в себя двусторонний диалог и неформальные дискуссии по вопросам организации и решения задач, коллективно принятые решения. Тип организационной культуры, свойственный образовательному учреждению, также накладывает существенный отпечаток на межличностные отношения в коллективе. При наличии рыночной организационной культуры, при котором все усилия педагогического персонала устремлены к достижению высокой степени результативности, в коллективе будут присутствовать конкуренция, сотрудничество, командная работа. Однако если в организации главенствует бюрократическая организационная культура, тогда в межличностных отношениях основой будет служить иерархия должностей, директивный принцип делового общения, формальное и официальное взаимодействие. Заключительным аспектом организационной деятельности является стратегия управления коллективом. При условии поддержания руководителем потребительской стратегии в управлении подчиненными, базирующейся на получении наибольшего результата от работы педагогического коллектива с минимальными расходами на совершенствование работников, межличностные отношения будут конфликтными, социально-психологический климат станет неблагоприятным. Если же руководство образовательного учреждения придерживается идентификационной модели управления, основанной на регулярном вложении средств в развитие педагогического коллектива, то в отношениях персонала будут присутствовать сотрудничество, соучастие в коллективных достижениях и результатах деятельности. Таким образом, межличностные отношения коллектива образовательного учреждения являются основополагающим фактором воздействия на сплочение сотрудников, достижение утвержденных планов образовательного учреждения. Стиль управления, ценности и нормы организационной культуры, реализуемая стратегия управления влияют на качество отношений в коллективе. В целом, эффективная деятельность руководства коренным образом сказывается на стабильности и надежности учреждения, наличии высоких показателей в работе, удовлетворенности сотрудников своей деятельностью, процессе формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Использованные источники: 1. Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно: Психология успешного общения. – Режим доступа: https://online-knigi.com/page/16811 (дата обращения 23.08.2020). 2. Панкратов, В. Н. Психотехнология управления людьми. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=255319&p=1 (дата обращения 23.08.2020). 3. Панфилова А. П. Психология общения. – Режим доступа: http://maglik.ru/iskustvo-obsheniya/1212-psihologiya-obscheniya-panfilova-ap.html (дата обращения 23.08.2020). 4. Платонов К. К. Занимательная психология. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=190893&p=1 (дата обращения 23.08.2020). 5. Ременников, В.Б. Управленческие решения. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2305014-pall.html (дата обращения 23.08.2020).