НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Злобина А.И. Особенности работы в 10-11 классах с углубленным изучением математики

Библиографическое описание:
Злобина А.И. Особенности работы в 10-11 классах с углубленным изучением математики // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

В классах с углубленным изучением математики ситуация может быть разной. Случается, что они создаются просто из учеников, неплохо успевающих по математике. А иногда в них удается набрать очень сильный состав учащихся. Конечно, второй случай - это мечта любого учителя математики. Однако в класс приходят дети по заявлению родителей, и это далеко не всегда соответствует рекомендациям учителя математики. В первом случае я веду преподавание в этих классах так же, как в обычных, меняя лишь программу обучения. Основная часть работы протекает в классе. Во втором случае преподавание имеет следующие особенности:

1. Акцент на концептуальном понимании

В классах с углубленным изучением математики приоритет отдается концептуальному пониманию, а не механическому запоминанию. Я стараюсь сосредоточиться на том, чтобы помочь учащимся создать прочную основу, подробно объясняя математические концепции. Они побуждают учащихся изучать различные подходы к решению задач, анализировать закономерности и устанавливать связи внутри и между различными математическими темами.

2. Проблемно-ориентированное обучение

На уроках я часто использую проблемно-ориентированный подход, когда учащиеся активно участвуют в решении сложных и заставляющих задуматься математических задач. Вместо того, чтобы просто предлагать решения, я помогаю учащимся критически мыслить, задавать соответствующие вопросы и разрабатывать стратегии решения проблем. Этот подход помогает учащимся развивать устойчивость, навыки логического мышления и способность применять математические концепции в реальных ситуациях.

3. Интеграция технологий

В качестве инструмента для улучшения обучения я использую цифровые ресурсы, интерактивное программное обеспечение и графические калькуляторы для облегчения визуализации, анализа данных и изучения сложных математических концепций. Интеграция технологий позволяет учащимся получать практический опыт, манипулировать переменными и наблюдать за их влиянием на математические результаты, способствуя более глубокому пониманию абстрактных концепций.

4. Работа в группах

Чтобы быть успешным в жизни, недостаточно только владеть знаниями. Социальный интеллект не менее важен. Поэтому помимо развития интеллекта, учитель должен помнить и о процессах социализации личности одаренного ребенка, ведь это тоже одна из важных проблем. В качестве конкретных приемов работы можно использовать групповые формы. Например, при изучении логарифмов ученикам выдаются два больших домашних задания: “Логарифмические преобразования” и “Решение логарифмических уравнений”. При этом класс разбивается на группы по пять человек и ученики получают инструкцию, как может быть выполнена работа, в какие сроки и в какой форме должен быть сдан отчет и, самое главное, в какой форме будет проходить зачет по этой теме. Главная цель этого домашнего задания – научить учащихся сотрудничать между собой, поскольку отношения в классах, где собрано много одаренных детей, часто сдобрены конкуренцией в достаточно высокой степени ее развития. Ни для кого не секрет, что для многих творческих личностей работа в команде кажется ущемляющей его интересы, его “Я”. Проблема социализации способных детей в обществе является одной из насущных, она тесно связана с профилактикой неврозов, охраной и укреплением физического и психологического здоровья детей. При этом на первый план выходит развитие психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей способных и одаренных детей.

5. Выход за пределы школьной программы

Участие в математических олимпиадах, участие в связанных с математикой проектах, посещение семинаров или мастер-классов. Дополнительные возможности побуждают учащихся глубже вникать в предмет, исследовать свои интересы и расширять свои математические способности.

6. Обучение на высоком уровне трудности

Мне очень близок один из принципов развивающего обучения – ориентировать ученика на работу на высоком уровне трудности. Несомненно, при этом уже несколько меньше внимания оказывается обучающимся со слабой подготовкой. Это одна из специфических особенностей работы в «сильных» классах с углубленным изучением математики. Основная работа в классе ориентирована на тех ребят, кто может и хочет изучать предмет на высоком уровне сложности.

7. Методика «перевернутый класс»

Суть методики в том, что учащиеся дома изучают теорию, а в классе отрабатывают практические навыки и задают вопросы учителю. Эту методику я стала использовать во время пандемии коронавируса 2020 на дистанционном обучении, а затем стала применять её элементы и в очном обучении. Я записываю видеоролики с теорией и простыми примерами применения изученного материала. Эти видеоролики я предлагаю учащимся для самостоятельного изучения в качестве домашнего задания. Затем мы обсуждаем на уроке изученный материал, уточняем сложные аспекты темы. Такой подход позволяет больше времени уделить практическим заданиям.

8. Интенсивная самостоятельная работа

Это доминирующая черта в обучении математике в любом математическом классе. Формы ее разнообразны: проработка определенных фрагментов учебника (непосредственно на уроке или дома) с последующим выполнением упражнений, подбор упражнений по заданной теме, иногда составление упражнений, подготовка к сообщению на 15-20 мин по дополнительной литературе, указанной учителем, и т.п.

9. Спецкурсы

Важная роль отводится внеурочным занятиям и спецкурсам. Я обычно сама составляю программу внеурочной деятельности так, чтобы она содержала материалы, необходимые для подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ (профильный уровень). Так, одним из курсов является курс «Задачи с параметрами», а вторым «Математика+». Первый курс целиком закрывает потребность учащихся в подготовке к заданию № 17 ЕГЭ по математике (профильный уровень), а второй позволяет тщательно подготовить их к тем заданиям ЕГЭ, которые недостаточно освещены в школьном курсе.

10. Математика как часть философии

Математика не равна набору алгоритмов, формул и теорем. При любом удобном случае я стараюсь подчеркивать философскую основу предмета. Обучая любым алгоритмам, можно подчеркнуть, что алгоритмизация ежедневных необходимых процедур просто необходима. Хорошо воздействуют на учащихся рассказы по истории математики, после которых за сухими формулами они начинают видеть личности ученых. Так, беседы о развитии множества чисел (комплексные числа) можно свести к спирали развития; при чтении мини-лекции о неевклидовой геометрии обязательно рассказать о Н.И.Лобачевском как о гении, опередившем своё время; при изучении темы “Предел последовательности”, “Предел функции в точке и на бесконечности”- обратить внимание на философский аспект бесконечности; при вводной беседе в тему “Интегралы- рассказать о «войне Ньютона- Лейбница». Изучая эти и другие темы, необходимо заронить сомнение в конечности и фиксированности приобретенных знаний, показать, что даже учитель может оказаться неправ и что самые дорогие знания – это те, которые добыты самостоятельно. Решая задачи, необходимо говорить со старшеклассниками не только о конкретных приемах, но и методах решения задач вообще, таких как обобщение, анализ, синтез, абстракция.

Преподавание математики в классах с углубленным изучением дает многочисленные преимущества для математического развития учащихся. Эти классы создают стимулирующую среду для учащихся, помогает им преуспеть в математике. Такой подход способствует критическому мышлению и закладывает основу для будущих успехов в математике и смежных областях.

Библиографический список

1. Гусев В.А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы: Учебное пособие. - М.: Лаборатория знаний, 2017. - 458 с.

2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. “Педагогическое творчество”. - М.: “Педагогика”, 1990. - 140 с.

3. Левитас Г.Г. Преподавание математики в основной школе. - М.: «Илекса», 2018. - 211 с.
2023