Цель: развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки расширять словарный запас в области чувств и эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей. Познакомить детей с положительными эмоциями. Задачи: - учить детей определять свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей; - учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние; - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, а также сочувствие. - закрепить понятие «настроение»; Материал и оборудование: аппликация «дождь», аппликация «солнце из-за тучки», «солнце», пиктограмма «эмоции», сундук, волшебный клубочек. Предварительная работа: Учим песню Ушинского «От улыбки». Ход занятия: Предварительно выучив песню Ушинского «От улыбки», поем все вместе. Дети стоят в кругу на коврике. Воспитатель: ребята, сегодня утром вы шли в детский сад и заметили, какое сегодня утро! Воздух чистый, прозрачный, свежий. Небо чистое голубое. А солнце какое? Дети: Яркое и лучистое, высокое! Воспитатель: детки, я тоже пришла сегодня в детский сад к вам с хорошим, замечательным настроением, и хочу поделиться им с вами. Игра «Подари улыбку другу». (Дети стоят в кругу. Воспитатель улыбается детям, а дети улыбаются друг другу, при этом передают по кругу волшебный клубочек). Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в волшебную страну Эмоций. Хотите побывать в волшебной стане Эмоций? Дети: да! (Дети проходят, садятся на стулья, которые стоят полукругом). Воспитатель: дети, что такое эмоции? Дети: улыбки, смех, слезы! Воспитатель: правильно! Это состояние человека, на которое он настроен в данный момент. То есть, это наше с вами настроение. Скажите, пожалуйста, когда у нас настроение радостное, солнечное, нам хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. На что похоже наше настроение? (воспитатель показывает солнце). Дети: на солнышко! Воспитатель: правильно! А иногда настроение бывает не очень грустное, а просто спокойное. Не хочется смеяться и слезы лить тоже не хочется. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то своем, тихо поиграть, почитать, порисовать. И похоже это настроение на…(воспитатель показывает аппликацию «солнце из-за тучки»). Дети: солнце с облаками! Воспитатель: молодцы, детки, солнышко выглядывает из-за тучки. А если настроение очень грустное, хмурое, на глаза сами собой набегают слезы. На что похоже такое настроение? (воспитатель показывает аппликацию дождя). Дети: на дождь! Воспитатель: и сейчас вы правильно сказали, умнички! Слова известных людей поднимают нам настроение, заставляют по-другому взглянуть на привычные вещи. Сейчас я зачитаю вам цитаты мудрецов, а вы, детки, внимательно послушайте! 1. «Лучшее украшение жизни – хорошее настроение»(Алексей Батиевский); Воспитатель: дети, как вы считаете, что означает это выражение? Дети: нужно смеяться, улыбаться. Воспитатель: правильно! Когда мы улыбаемся, то становимся красивыми и приятными, с нами приятно общаться и дружить. 2. Комплимент, услышанный утром, поднимает настроение как минимум до обеда. Дети: нужно говорить друг другу комплименты, добрые слова. 3. «Ну и что, что пасмурно и хмуро, и что дождь, и что ты в шалаше… Главное — не солнышко на небе… Важно, чтобы солнышко — в душе!» (Розбицкая Наталья) Воспитатель: ребята, как вы считаете, что означают эти слова? Дети: не нужно грустить, когда идет дождик. Воспитатель: правильно, главное, что солнышко у нас в душе, мы улыбаемся друг другу и дарим хорошее настроение. Игра «Солнышко и тучки» (физминутка). Дети садятся на пол. Воспитатель: представим, что мы сидим на лужайке, светит солнышко, греет личико, давайте поднимем голову вверх и закроем глаза; солнце зашло за тучку, стало прохладно (сжаться, скрестить руки на груди, чтобы согреться). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, давайте расслабимся. Выросла травка на лужайке, встанем на колени, погладим травку и нарисуем солнышко руками. Воспитатель: а теперь я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Покажи свое настроение». (Дети садятся на стулья, воспитатель читает ситуацию, дети показывают настроение мимикой и жестами). С каким настроением ты… - встречаешь маму и папу - упал в грязь - делаешь уборку - смотришь на испачканную одежду - гладишь собачку - смотришь мультики - идешь к стоматологу - играешь в игрушки - любуешься природой - смотришь в окно - разбил колено - покупаешь конфеты - даришь подарки - получаешь подарки Подведение итогов. Дети, какие вы молодцы! Сегодня мы с вами научились определять свое эмоциональное состояние, а также своего товарища. Мы познакомились с вами с такими словами как «настроение», «эмоции», узнали, что такое «эмоциональное состояние». Список используемой литературы. 1. Крюкова С. В., Слободянин Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М. 2000 2. Справочник педагога-психолога. «Калейдоскоп эмоций» № 2, 2013 М. 3. [Интернет ресурс]: https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-horoshee-nastroenie