Мирон Т. В. Развитие межполушарных связей у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нахожусь в постоянном поиске новых форм деятельности для осуществления коммуникации со сложными детьми. Пластилин, кинетический песок, бумажные поделки, мозартика, элементы сказкотерапии, арт-терапия, работа с гипсом все эти техники стали традиционными. На сегодняшний день исходя из представленных новейших информационных технологий на рынке труда, современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперёд. Для формирования межполушарных связей головного мозга приобрела разной текстуры доски на развитие межполушарного взаимодействия, данная игра создавалась на основе методики Марии Монтессори. Доски на межполушарное развитие — это развивающие пособия, предназначенные для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга. Они представляют собой механический тренажер в виде деревянной доски с зеркальным на сечением узоров различной сложности для правой и левой руки с бегунками. Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: правое и левое. Каждое полушарие выполняет свои функции. Левое полушарие мыслит логически, правое — творчески. Совершенно очевидно, человеку необходимо и то, и другое. Поэтому, очень важно начиная с раннего возраста развивать межполушарные связи. Ранний и дошкольный возраст — период активного развития мозговых структур. Игры с полушарными досками положительно влияют на развитие ребёнка: синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, развивают концентрацию внимания, память, прививает усидчивость. Межполушарные доски имеют несколько видов сложности. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов, чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение. Её можно использовать и для особенных детей (аутистов, ДЦП, СДВГ, ЗПРР). Важным принципом в своей работе выделяю принцип от простого к сложному. Считаю, что пока ребёнок не освоил простые упражнения, нельзя переходить к более сложным. В начале знакомлю детей с самого легкого рисунка — круги, затем постепенно усложняю. Предлагаю выполнить упражнение одной рукой по часовой стрелке, затем против часовой стрелке. Далее упражнение выполняется другой рукой по такой же схеме. Затем в работу включаются обе руки и ребёнок пробует синхронно обеими руками пройти заданную доску. Каждую доску рекомендую использовать по пять-семь подходов. Также в своей работе использую для формирования и развития межполушарного взаимодействия с детьми дошкольного возраста кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребёнка. Родителям даю рекомендации на выполнение таких упражнений каждый день, по четыре-шесть минут. Межполушарные связи формируются вплоть до пятнадцати лет. Развитие происходит постепенно. Но особое значение учёные придают возрастному периоду от трёх до восьми лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа — зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое. Активно использую с детьми как индивидуально, так и в групповой работе нейропсихологическую игру «Попробуй, повтори!». Игра основана на координации сенсорных и моторных компонентов деятельности, включает в себя разнообразные движения — не только рук, но и всего тела. Также практикую специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, рабочая тетрадь с играми-заданиями Т.П. Трясоруковой, для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приёмы, предлагаемые автором разнообразны. Тетрадь включает в себя игровые сеансы, направленные на синхронизацию работы полушарий мозга. Пособие альбом «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления», Давыдова О.А. Представлен комплекс графических упражнений для детей шести-восьми лет. В процессе выполнения таких упражнений (ободки, штриховки, раскраски рисунков поочерёдно то левой, то правой рукой, одновременно двумя руками), активизируется деятельность головного мозга в целом, что будет способствовать успешной подготовке старших дошкольников к обучению в школе. «Нейропрописи: развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков», И. И. Праведникова. Пособие содержит комплекс познавательных занятий с графическими упражнениями, направленный на развитие мелкой моторики, синхронизацию работы глаз и рук, закрепление навыка зрительного восприятия, повышения уровня устойчивости и переключения внимания. Рекомендовано детям от семи до десяти лет для самостоятельной работы либо в паре «взрослый-ребёнок». Развивающие пособия такого характера зачастую создаются не просто как интересное увлечение для ребёнка. Они могут применяться даже с лечебно-профилактической целью, например, их назначают лицам старческого возраста для поддержания мозговой деятельности. Главное помнить, что это тренажер и упражнения должны носить регулярный характер. Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала. Развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль. От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и лёгкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребёнку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения. В заключении отмечу, что только в совместной коллективной работе, при сотрудничестве всех специалистов ОВЗ социально-реабилитационного центра, понимании выполняемых задач и путей их решения, грамотном профессиональном подходе каждого специалиста, возможно успешное, всестороннее развитие детей дошкольного и школьного возраста.