Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Куликова А. О. Диктант как универсальный вид учебной деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Диктанты чаще всего предназначены для проверки, коррекции и контроля знаний и умений обучающихся. Неоспоримая ценность диктанта в том, что в процессе его написания ученики привыкают к активной и организованной коллективной работе с максимальным сосредоточением внимания.
Диктанты формируют языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции и помогают овладеть познавательными, коммуникативными, регулятивными учебными действиями.
Диктант вырабатывает умение сознательно пользоваться орфографическими правилами, способствует развитию памяти, мышления, зрения и слуха. Кроме всего вышеперечисленного, нельзя сбрасывать со счетов и воспитательную роль данного вида работы: правильно организованная работа с отрывком из художественного текста не только обогатит словарный запас обучающегося, но и как в случае с фрагментами произведений о войне, заставит задуматься о тяготах, выпавших на долю защитников Родины и испытать гордость от причастности к истории страны.
Текст 1. Ваня бежал, а мимо него, обгоняя, проносились грузовики мотомеханизированной пехоты; танки косо переваливались через глубокие канавы, как утки; на вид медленно, а на самом деле быстро двигались, скрежеща гусеницами, самоходные пушки; бежали со своими палками и катушками телефонисты, наращивая свои линии; ехал на прыгающем «виллисе» генерал в дымчатой папахе с красным верхом, держа перед глазами карту, развёрнутую, как газета. (В.П.Катаев «Сын полка»)
Задания:
1.       Выпишите слова, образованные способом сложение.
2.       Дайте характеристику предложению.
3.       Определите стиль и тип текста.
4.       Подчеркните грамматические основы предложения
Текст 3. Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти тысяч русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей — был только проигрыш Аустелицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, то есть медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества. (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
Задания:
1.       Замените словосочетание «история человечества», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
2.       Выпишите слово, образованное способом сложение.
3.       Найдите и подчеркните однородные члены предложения.
Текст 4. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно, но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил. (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
Задания:
1.       Найдите и выпишите фразеологический оборот.
2.       Найдите в тексте антоним к слову молчит.
3.       Подчеркните Грамматические основы первого предложения.
4.       Выпишите деепричастие.
Текст 5 Некоторое время они втроём стояли и слушали, положив пальцы на спусковые крючки автоматов. Звуки продолжались и были так же непонятны. На один миг они вдруг изменили свой характер. Всем троим показалось, что они слышат выходящее из земли пение. Они переглянулись. Но тотчас же звуки сделались прежними.(В.П.Катаев «Сын полка»)
Задания:
1.       Подчеркните грамматические основы.
2.       Выпишите словосочетания со связью управление.
3.       Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
4.       Сделайте морфемный разбор глагола:переглянулись.
Текст 6. Достаточно было одного взгляда на капитана Енакиева, на его старенькую, но исключительно опрятную, ладно пригнанную шинель с чёрными петлицами и золотыми пуговицами, на его твёрдую фуражку с лаковым ремешком, чёрным околышком и прямым квадратным козырьком, несколько надвинутым на глаза, на его фляжку, аккуратно обшитую солдатским сукном, на электрический фонарик, прицепленный ко второй пуговице шинели, на его крепкие, но тонкие и во всякую погоду начищенные до глянца сапоги, чтобы понять всю добросовестность, всю точность и всю непреклонность этого человека. (В.П.Катаев «Сын полка»)
Задания:
1.       Подчеркните однородные члены предложения.
2.       Сделайте морфемный разбор существительных: добросовестность, непреклонность.
3.       Сделайте морфологический разбор причастий: надвинутым, прицепленный.
Текст 7. (1)Командир батареи капитан Енакиев сидел на небольшой дощатой площадке, устроенной на верхушке сосны, между крепкими суками. (2)С трёх сторон площадка была открыта. (3)С четвёртой стороны, с западной, на неё было положено несколько толстых шпал, защищавших от пуль. (4)К верхней шпале была привинчена стереотруба.(5) К её рогам было привязано несколько веток, так что сама она походила на рогатую ветку. (В.П.Катаев «Сын полка»)
Задания:
1. Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным согласованным определением.
2) Предложение 2 неполное.
3) В предложении 3 две грамматические основы.
4) Сказуемое в предложении 4 составное именное.
5) В состав предложения 5 входит односоставное предложение..
2. Сделайте синтаксический разбор предложения 4.
3. Сделайте морфемный разбор всех причастий.
Текст 8. Каждая вещь помещалась на своём месте. Хорошо вычищенные и смазанные салом автоматы висели на жёлтых палочках, изнутри подпиравших палатку. Шинели и плащ-палатки, сложенные ровно, без единой складки, лежали на свежих еловых и можжевёловых ветках. Противогазы и вещевые мешки, поставленные в головах вместо подушек, были покрыты чистыми суровыми утиральниками. При выходе из палатки стояло ведро, покрытое фанерой. На фанере в большом порядке помещались кружки, сделанные из консервных банок, целлулоидные мыльницы, тюбики зубной пасты и зубные щётки в разноцветных футлярах с дырочками. Был даже в алюминиевой чашечке помазок для бритья, и висело маленькое круглое зеркальце. Были даже две сапожные щётки, воткнутые друг в друга щетиной, и возле них коробочка ваксы. Конечно, имелся там же фонарь «летучая мышь». (В.П.Катаев «Сын полка»)
Задания:
1.       Замените словосочетание «сапожные щётки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2.       Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) в РАЗНОЦВЕТНЫХ (футлярах) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
2) ВЫЧИЩЕННЫЕ (автоматы) — в причастии с приставкой пишется -НН-.
3) на ПОДПИРАВШИХ (палочках) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса -А-.
4) ВЕЩЬ — на конце существительного 2 склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) ВМЕСТО (подушек) — производный предлог пишется слитно.
3.       Подчеркните грамматические основы предложений.
4.       Сделайте морфемный разбор прилагательного:разноцветных.
Текст 9. Вокруг пушки, как вокруг главного дома в хорошем, исправном колхозном хозяйстве, в большом порядке размещались различные службы, пристроечки и флигельки. Зарядный ящик, вкопанный в землю по ступицу колёса рядом с пушкой, представлялся Ване главной конторой: откупоренные плоские деревянные ящики, в которых виднелись тесно уложенные патроны с медными гильзами и разноцветными полосками на снарядах, были, несомненно, пожарным сараем; окопчик телефониста казался баней; ровики для номеров были земляным валом, окружавшим гумно; несколько закопчённых стреляных гильз, валявшихся в стороне, были сельскохозяйственным инвентарём, собранным для ремонта; ёлочки маскировки напоминали палисадник.(В.П.Катаев «Сын полка»)
Задания:
1.       Замените словосочетание «земляным валом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2.       Выпишите слова с НН, определите часть речи, графически объясните правописание.
3.       Выпишите производный предлог.
4.       Найдите вводное слово.
Текст 10. Бомбежка длилась минут сорок. В черном до зенита небе, неуклюже выстраиваясь, с тугим гулом уходили немецкие самолеты. Они шли низко над лесами на запад, в сторону мутно-красного шара солнца, которое пульсировало в клубящейся мгле.
Все горело, рвалось, трещало на путях, и там, где еще недавно стояла за пакгаузом старая закопченная водокачка, теперь среди рельсов дымилась гора обугленных кирпичей; клочья горячего пепла опадали в нагретом воздухе.(Ю.В.Бондарев «Батальоны просят огня»)
Задания:
1.       Найдите в тексте антоним к слову высоко.
2.       Замените словосочетание «немецкие самолеты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3.       Подчеркните грамматический основы предложений.
Текст 11. Серии ракет всплывали на правой стороне Днепра; черная вода каскадом загоралась под обрывом дальнего берега. Свет ракет опадал клочьями мертвого огня, и тогда отчетливо стучали крупнокалиберные пулеметы. Трассирующие пули веером летели через все пространство реки, вонзались в мокрый песок острова, тюкали в стволы сосен, вспыхивая синими огоньками. Это были разрывные пули. Срезанные ветви сыпались на головы солдат, на повозки, на котлы кухонь.
По нескольку раз подряд на правой стороне скрипуче «играли» шестиствольные минометы, низкое небо расцвечивалось огненными хвостами мин. Они рвались с тяжким звоном, засыпая мелкие, зыбкие песчаные окопчики. (Ю.В.Бондарев «Горячий снег»)
Задания:
1.       Подчеркните однородные члены предложения.
2.       Сделайте морфемный разбор прилагательных: крупнокалиберные шестиствольные.
3.       Подчеркните деепричастный оборот.
4.       Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Текст 12. Ночью немецкая тяжелая артиллерия вела тревожащий огонь. Методически, через ровные промежутки времени, издалека доносился орудийный выстрел, спустя несколько секунд над нашими головами, высоко в звездном небе, слышался железный клекот снаряда, воющий звук нарастал и удалялся, а затем где-то позади нас, в направлении дороги, по которой днем густо шли машины, подвозившие к линии фронта боеприпасы, желтой зарницей вспыхивало пламя и громово звучал разрыв.
В промежутках между выстрелами, когда в лесу устанавливалась тишина, слышно было, как тонко пели комары и несмело перекликались в соседнем болотце потревоженные стрельбой лягушки. (М.А.Шолохов. «Наука ненависти»)
Задания:
1.       Выпишите причастия, обозначьте графически морфемный признак.
2.       Выпишите слова с приставками.
3.       Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Текст 13. Война докатилась и до этого затерянного в беспредельной донской степи хуторка. Во дворах, впритирку к стенам сараев, стояли автомашины медсанбата, по улицам ходили красноармейцы саперной части, доверху нагруженные трехтонки везли по направлению к речке свежераспиленные вербовые доски, в саду, неподалеку от площади, расположилась зенитная батарея. Орудия стояли возле деревьев, искусно замаскированные зеленью, на отвалах недавно вырытых окопов лежала увядшая трава, а грозно вздыбленный ствол крайнего к переулку орудия доверчиво обнимала широкая ветка яблони, густо увешанная бледно-зелеными недоспелыми антоновками.
На синем, ослепительно синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподобной белизны облака. На дороге — широкие следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам — словно вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами, и такое безмолвие вокруг, что издалека слышен посвист суслика и долго дрожит в горячем воздухе сухой шорох красных крылышек перелетающего кузнечика.(М.А..Шолохов «Они сражались за Родину»)
Задания:
1.       Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
2.       Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
3.       Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от звонкости-глухости согласного корня.
4.       Замените словосочетание «танковых гусениц», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Текст 14. В бой батальон всегда вступал зло, даже яростно, знал, какие надежды возлагает на него командование, и гордился этим. Да и понимали его бойцы и командиры: стоит им дрогнуть в бою и раньше обусловленного времени начать отход - он, этот отход, не прикрытый товарищами по всем правилам военной науки, неизбежно обратится в отступление, может быть, даже в паническое бегство, и тогда фашисты, используя свою богатую технику, обязательно бросятся вдогон, непременно настигнут и смешают с землей; еще не известно истории такого случая, чтобы бегущий оказался способен оказать преследователю достойное сопротивление. (О.К.Селянкин «Будни войны»)
Задания:
1.       Определите стиль и тип текста
2.       Сделайте синтаксический разбор первого предложения
3.       Выпишите словосочетания с подчинительной связью примыкание
Текст 15. Теперь, когда на станции остались только бойцы батальона, капитан Исаев, отдав распоряжения сержанту Перминову и другим командирам взводов и рот, деятельно готовящихся к скорому бою с фашистами, вдруг почувствовал огромную опустошающую усталость. Однако все же зашагал к выходным стрелкам, где уже заняли оборону матросы роты старшего лейтенанта Загоскина.
Здесь, как он и предполагал, все было в порядке: и окопы полного профиля, и станковые и ручные пулеметы, готовые беспощадно скосить все, что появится непосредственно на насыпи или около нее, и вагоны-теплушки, заваленные набок, почти громоздящиеся друг на друга. Сколько их тут, тех вагонов-теплушек? Пожалуй, не на единицы, на многие десятки счет вести надо…
Наступление, как и следовало ожидать, началось с артиллерийской подготовки. Сотни наших орудий и минометов почти два часа молотили по линии вражеской обороны. Так яростно дубасили тяжелыми снарядами, что земля, казалось, подрагивала и здесь, где ждала своего часа бывшая бригада морской пехоты. (О.К.Селянкин «Будни войны»)
Задания:
1.       Найдите в тексте разговорное слово, замените его нейтральным синонимом.
2.       Замените словосочетание «беспощадно скосить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3.       Определите к какому стилю относится текст
4.       Выпишите причастия, сделайте морфологический разбор одного из них.
5.       Выпишите слова, правописание согласной приставки в которых зависит от глухости или звонкости согласной корня.
Текст 16. Три дня назад рота стала гарнизоном городка. Солдаты патрулировали по его пыльным улицам, рыли окопы полного профиля на западной окраине. Работали все. Даже капитан Кулик. Лишь во время короткого перекура пробежит вдоль окопов, бросит требовательно:
— Давай, давай! — и опять берется за лом, так яростно ударяет им по окаменевшей от зноя земле, будто каждый удар нацелен в голову фашиста.
Рыли окопы и жители городка: юнцы, которых по молодости лет не взяли в армию, женщины и девчушки.
Вчера около этих окопов остановилась машина с ранеными. Одна из многих, проползавших мимо. От раненых и узнали, что фашисты вооружены автоматами и строчат из них, не жалея патронов; и самолетов, и танков у них огромное множество. (О.К.Селянкин «Костры партизанские»)
Задания:
1.       Определите стиль и тип текста.
2.       Подчеркните грамматические основы.
3.       Найдите неполное предложение.
4.       Найдите односоставное предложение (или часть сложного), определите его тип.
2022