Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего [2]. Поэтому современных школьников необходимо научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, своей малой родины. Решение этой задачи на уроках химии осуществляется через использование краеведческого материала при изучении программного материала, разработку и подбор заданий с региональным содержанием. Всё это способствует возникновению повышенного интереса к химии, развитию творческой активности, способствуют интеграции знаний, формируют у обучающихся исследовательские навыки, способности мыслить креативно, повышает учебную мотивацию учеников на уроках химии.
При рассмотрении темы «Способы получения металлов» в 9 классе рассматриваем производство металлов на примере Саянского и Хакасского алюминиевых заводов, Сорского молибденового комбината. Во внеурочной деятельности по этой теме разработан индивидуальный проект «Развитие металлургии на территории современной Хакасии». При изучении соединений щелочноземельных металлов анализируем карту полезных ископаемых Республики Хакасия и рассматриваем месторождения мрамора в окрестностях города Саяногорска.
При изучении темы «Спирты. Способы получения» в 10 классе использую данные об Усть-Абаканском гидролизном заводе, где в советский период было налажено производство метилового спирта.
Тема «Волокна» в 10 классе так же может быть рассмотрена с привлечением материала местной тематики. Природные высокомолекулярные соединения, такие как белки, являются основным веществом натуральных волокон животного происхождения. Черногорский камвольный-суконный комбинат и фабрика первичной переработки использовали в своё время местное сырьё — овечью шерсть. Большие отары овец в конце XX века обеспечивали работой данные предприятия работой на целый год.
При изучении темы «Кремний. Силикатная промышленность» в 9 классе провожу экскурсию краеведческий музей с целью знакомства с древней культурой народов, проживавших на территории современной Хакасии. Большой интерес вызывают у учащихся предметы домашнего обихода - глиняные изделия, и предметы религиозного культа - каменные изваяния менгиры.
Для лучшего усвоения и закрепления знаний составляю задачи с опорой на краеведческий материал. Предложенные ниже задачи можно использовать при изучении тем: «Вывод формулы вещества», «Количество вещества», «Химические свойства кислот», «Металлы IIА подгруппы».
1. Абаканское железорудное месторождение в города Абаза известно с 1856 года и названо уральскими мастерами «Абаканская благодать». Основная руда, добываемая на месторождении – магнетит (с содержанием железа до 47%.) [3]. Определите формулу железосодержащего компонента магнетита, если известно, что это бинарное соединение с массовой долей кислорода 27,586%.
2. Каменное изваяние (менгир) Окуневской культуры Улуг Хуртуях Тас (дословный перевод с хакасского – «большая каменная старуха») известно науке с 1772 года. Расположено в музейном комплексе вблизи улуса Анхаков на территории Аскизского района Республики Хакасии (в 127 км от Абакана). Пользуется у местных жителей особым почитанием как объект культа и покровительница материнства. Высота изваяния 3 метра, вес - 2,6 тонны. [1]. Определите общее количество молекул в менгире, если предположить, что породообразующий минерал его - песчаник - состоит только из оксида кремния (IV).
3. Мрамор – один из интереснейших природных карбонатов кальция. С античных времен применяется в качестве строительного и отделочного материала благодаря богатству рисунка, простоте обработки и полировки. Камень издревле применялся для изготовления скульптур, чаш, ваз, а также в качестве облицовочного и строительного материала. Особо ценится у скульпторов белый с розовым оттенком мрамор. Запасы такого камня есть в Хакасии – это Кибик-Кордонское (Саянское) месторождение. Добыча минерала ведётся возле города Саяногорска [5]. Определите массу 25%-ного раствора соляной кислоты, необходимой для растворения кусочка мрамора массой 250г, содержащего 10% некарбонатных примесей.
4. Саяногорский алюминиевый завод - предприятие российской алюминиевой промышленности, входит в финансово-промышленную группу .РУСАЛ. Введён в эксплуатацию в 1985 году. По объёму выпускаемой продукции является третьим в составе РУСАЛа после Братского алюминиевого завода и Красноярского алюминиевого завода. Завод обеспечивает более 12% российского и около 1% мирового выпуска алюминия. Расположен в 15 километрах от города Саяногорска и в 50 км от Саяно-Шушенской ГЭС. Мощность СаАЗа 542 тыс. тонн алюминия в год [4].
Определить, сколько тонн боксита в год поставляется на металлургический комбинат для получения указанной годовой нормы выплавки алюминия, если бокситы содержат 26% примесей, а выход продукта реакции составляет 96% от теоретически возможного?
Библиографический список
1. Еремин Л. В.Музеи-заповедники Хакасии. — Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. — 140 с.
2. Каплунова Светлана Геннадьевна, Региональный компонент государственного стандарта общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/505796/. Свободный.
3. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/.свободный. – Абаканское железорудное месторождение.
4. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саяногорский_алюминиевый_завод
5. Каталог минералов [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.catalogmineralov.ru/article/. свободный. – Месторождения мрамора.