Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Харитонова Е. М. Кукольный театр в коррекционной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки, только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако неверно рассматривать спектакль кукол только как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст, это период, когда у ребенка активно формируются вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему миру, поэтому очень важно детям этого возраста показывать пример дружбы, отзывчивости, находчивости, и т.д. Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями.
Кукольный театр в коррекционной школе необходим для осуществления коррекции недостатков психического и физического развития средствами игровой деятельности. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кукольный театр помогает воспитывать у детей культуру общения, стремление к сотворчеству, интерес к искусству, способствует познанию действительности в художественных образах. Целью эстетического воспитания учащихся коррекционной школы посредством кукольного театра является развитие творческого потенциала детей. Как известно, кукольный театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. В процессе игры в кукольном спектакле осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нём. Музыкальный компонент спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности кукольного театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка. Приобщение школьников к театральному творчеству в условиях коррекционной школы осуществляется в рамках создания сказки, что дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение.
В младшем и среднем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития, поэтому формирование произвольной регуляции поведения у детей с особенными возможностями здоровья актуально и складывается из формирования конкретных контролируемых умений в двигательной сфере, эмоциональной, в сфере общения и поведении.
Одной из особенностей занятия детей в кукольном театре является освоение детьми смежных видов декоративно - прикладного искусства (изготовление кукол и декораций) и театрального искусства (кукольный театр), что предоставляет больше возможностей для творческого самовыражения обучающихся, предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
В области коррекционного воспитания театральная деятельность детей эффективна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования. Театральная деятельность отвечает психологическим особенностям школьников с отклонениями в развитии, удовлетворяет основную потребность детей - потребность в игре и создаёт условия для правильного выражения и проявления их эмоциональной сферы.
Я, работая воспитателем в коррекционной общеобразовательной школе-интернат, разработала и реализовала адаптированную дополнительную общеобразовательную программу «Затейники» (кукольный театр). По данной программе мною отработано два учебных года.
Целью программы является объединение обучающихся для реализации их творческих интересов и способностей; удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей; эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.
Ожидаемые результаты обучения по программе можно определить по следующим параметрам:
1.                 Владение приемами работы с куклой, с ширмой.
2.                 Умение грамотно и аргументировано оценить свои творческие возможности, увидеть и поправить ошибки.
3.                 Умение самостоятельно подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.
4.                 Умение ставить перед собой определенные цели и задачи.
5.                 Развитие потребности и привычки в самосовершенствовании, как знаний, так и творчества.
Содержание программы позволяет решать задачи и создает условия для развития ряда универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Достижение целей планируется при решении ряда задач:
- формирование у детей умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
- приобретение навыков самостоятельной работы; умение работать сообща, помогая друг другу;
- приобретение различных трудовых навыков;
- умение воспринимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.
Миссия педагога в современном дополнительном образовании – особая, нужно дать ребенку не только разнообразную информацию, но и включить его в значимую деятельность. Нашему сегодняшнему обществу необходимы творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, личности. Сегодня основными задачами творческой деятельности в дополнительном образовании является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.
Для эффективного решения поставленной целевой задачи я организую свою педагогическую деятельность на системной основе. Система строится в соответствии со следующими принципами педагогики: добровольности, синтеза познания, а также взаимодействия и сотворчества.
В работе выделяю ряд существенных положений образовательного процесса:
1. Необходимо и обязательно сформировать у детей положительную мотивацию к творческой деятельности;
2. Дать новые знания при решении конкретных практических задач;
3. Обогатить чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности во внеурочное время, в условиях межличностного общения.
4. Сформировать умения и навыки без принуждения.
Каждое занятие в объединении не возникает случайно, а является запланированным и представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы. Занятие является наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Представленный в программе материал, является актуальным, поскольку является вариативным, комплексным.
Значимым моментом при работе с детьми является воспитательная работа. Главное звено этой работы - создание и укрепление коллектива.
Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Одна из моих задач – создание комфортного микроклимата. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
При проведении занятий я часто использую форму игры. В игре нередко возникают сложные ситуации, требующие от детей нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и ребята чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость.
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от педагогических заповедей, которые я использую в своей работе:
1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Моя исходная позиция, как педагога, в этом вопросе – доверие, опора на имеющийся у обучающегося потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.
2. Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Справедливость для педагога – критерий профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка. Если победу не над другими, то над самим собой – вчерашним. Педагогу очень важно уметь видеть, удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.
3. Быть примером для детей в воспитании любви к творчеству. Главное на этом пути – педагогическая интуиция: думать о своих учениках и иметь желание помочь ребенку, зная его конкретные проблемы. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность.
В своей работе я использую педагогическую технологию поддержки детских и юношеских инициатив, предметом которой является процесс совместного с ребенком определения его интересов, конкретизации целей, возможностей и путей преодоления препятствий и проблем, мешающих проявлению самостоятельности в достижении результатов в общении и саморазвитии.
Одаренность, талантливость ребенка, как и отдельные его способности, не бывает заложена от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально–психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Развитию способностей детей в значительной степени, на мой взгляд, содействуют занятия в творческих объединениях. Ребенок может быть неуспешным в учебной деятельности, но успешным в досуговой деятельности может быть каждый.
При работе с детьми я всегда имею в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности. Постигать искусство актёров кукольного театра обучающиеся стали постепенно: они изучали историю, овладевали навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступали к работе над выбранной пьесой. При организации работы я стараюсь выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимость учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. При распределении занятий необходимо учитывать уровень подготовки и возраст обучающихся, шире использовать индивидуальные формы работы.
Одним из важных моментов и условий плодотворной работы является подведение итогов промежуточных и годовых. За два года творческий коллектив «Затейники» подготовил 5 спектаклей для кукольного театра, которые проходят открыто в присутствии всех учащихся и педагогов школы-интерната. В марте 2019 года коллектив творческого объединения «Затейники» стал лауреатом муниципального фестиваля театральных коллективов г.о. Кашира, а в ноябре 2019 года - дипломантом III степени III Областного конкурса для детей с ОВЗ «Радуга талантов».
Результаты моей работы подтверждают, что избранные формы и методы работы оптимально раскрывают творческие способности детей, дают им возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и, что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.


Библиографический список.
1. Богомолова, Ю. П. Кукольный театр - детям / Ю.П. Богомолова. - М.: Владос, 2007.
2. Верникова, Л.М. Театрализованные представления для школьников / Л.М. Верникова. - М.: Владос, 2013.
3.       Григорьева, Ольга Александровна Школьная театральная педагогика. Учебное пособие / Григорьева Ольга Александровна. - М.: Лань, 2015.
2020