Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf
I. Презентация педагогического опыта
Последнее время с проведением такой формы экзамена, как ГИА, с применением на уроках педагогами тестирования, учащиеся перестали мыслить, уметь говорить, высказывать свое мнение, оспаривать точку зрения оппонентов. А мы, учителя, должны готовить их к продолжению образования и к жизни. Стандарты образования требуют от педагога выработать у ученика умение учиться, самостоятельности, творческого мышления. Каждый раз, идя на урок, задаешься мыслью о том, как заставить ученика вглядеться в художественный текст, задуматься над прочитанным, найти ответ на вопрос, чтобы литературное произведение изучалось как результат творческой деятельности, как эстетическое преображение реальности. В связи с этим помогает мне реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы.
В 2012 году прошла курсы по теме «Работа с УМК по литературе под редакцией А.Г.Кутузова» и работаю по этой программе с 2012 года с учащимися, которые в этом году заканчивают 11 класс. Авторы учебника предлагают использовать на уроках такие коммуникативно-творческие работы, как «Творческое задание», «Творческий практикум», «Самостоятельный анализ выбранного произведения, эпизода», которые представлены в системе от 5 к 11 классу. Одной из интересных форм развития творческих способностей учащихся, я считаю, творческие задания из раздела «Проба пера». Выполняя подобные задания, учащиеся становятся в позицию «автора» и одновременно «критика», т.к. им необходимо не только создать произведения в определенном жанре, но и оценить произведения своих одноклассников. И в этом разделе предлагаются следующие задания: создать самостоятельно произведения в определенном жанре – написать сказку, басню, повесть и т.д. Учащиеся претворяют в жизнь полученные теоретические знания, как бы «обживают» этот вид произведения; во-вторых, они пробуют свои силы в роли автора; в-третьих, развивают свои творческие способности. Поэтому свои уроки стараюсь организовать творчески, подобрать такие вопросы, которые бы вызвали живой интерес у учащихся и стали стимулом для дальнейшего общения. В своей работе опираюсь на учения великих педагогов, таких, как В.А.Сухомлинский, который считает, что «творческий метод учителя к учебному процессу способен пробудить в ребенке скрытые способности и таланты», и К.Д.Ушинский, утверждающего, что «самостоятельность учащихся в добывании знаний принесет больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником». К.Д.Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы «направлять их умственную деятельность. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно», нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества. Поэтому задача учителя грамотно организовать учебный процесс.
В работе над развитием самостоятельности, творческих способностей школьников использую различные приемы и методы, формы работы, такие как написание сочинений на литературную тему, рецензирование сочинений, синквейны, творческие задания на дом.
Данный опыт был представлен на школьной методической конференции «Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчеты» в 2016 году, неоднократно обобщался на заседаниях методических объединений учителей гуманитарного цикла.
II. Представление системы учебных занятий
Стержневым понятием для литературного образования в 7 классе становится «герой». Учитель подводит семиклассников к главному компоненту многих литературных произведений – человеку.
Интересен для анализа небольшой рассказ В.Одоевского «Игоша». Уроки по произведению В.Одоевского «Игоша» предполагают выход на мотив, с которым ученики были знакомы на примере поэтических текстов (мотив одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова), а вот работа по прозаическим текстам не была включена в программу. Целостный анализ небольшого по объему текста дает возможность судить о мотиве как выходе на теоретическое понятие микротемы.
К 1 уроку дети должны прочитать художественный текст и выполнить творческую работу – смастерить куклу Игошу, представить ее одноклассникам так, как они увидели ее после прочтения произведения.
На 2 уроке – реализация домашнего задания: учащиеся разбили текст на абзацы, определив их границы, доказав важность, значимость этих эпизодов. В каждом сюжетном отрывке определили микротемы, нашли то общее, что их объединяет. Таким образом, самостоятельная работа с текстом художественного произведения, вдумчивое его чтение предполагает осмысление очень сложного литературоведческого понятия – мотив, мотив волшебства.
3 урок – урок творчества – создание своего собственного произведения в стиле Одоевского: дописать еще один эпизод «забав» Игоши – у немца, на кухне с кухаркой, попытка завладеть сознанием отца от лица мальчика.
Можно предложить лексическое задание – найти в словаре значение народных оборотов и выражений, встречающихся в художественном тексте.
В процессе обучения формируется копилка творческих дел.
В конце года проводится читательская конференция в виде круглого стола. Учащиеся выступают с рефератами о самостоятельно прочитанных произведениях. При подведении итогов принимается во внимание аналитическая часть рефератов, уровень владения речью и самостоятельность написания.
III. Урок со слушателями с демонстрацией приемов
Тема урока по литературе: «Тайны и нераскрытые загадки в произведении В.Одоевского «Игоша».
Учащиеся (участники мастер- класса) получают задание прочитать произведение и после прочтения смастерить, нарисовать главного героя (предполагается как домашняя работа). (Участники мастер - класса рисуют). Представляют продукт творчества: куклу - «маленький человечек в крестьянской рубашке, подстриженный в кружок; глаза у него горели, как угольки, и голова на шейке у него беспрестанно вертелась», « у бедняжки не было ни рук, ни ног».
Этот этап урока показывает лишь первичное восприятие учащимися главного героя. Так вводится понятие «герой».
Второй этап урока помогает ввести учителю понятие «характер».
Чтобы соприкоснуться с художественным текстом, учащиеся (участники мастер-класса) вначале читают самую первую строчку рассказа – «Игоша» и приходят к выводу, что необычно само название произведения.
Создавая атмосферу творчества, учитель вовлекает учащихся в различные формы деятельности, предлагая разделиться на две группы. Каждая группа получает задание:
- первая группа выделяет в тексте необычное (странное)
- вторая – закономерное.
Участники устраивают соревнование по рядам.
Можно указать странность в форме суждения, можно сформулировать в виде вопроса, например: «Как Игоша передвигался?»; «Зачем Игоше ботиночки, у него ведь нет ножек?»; «Почему Игоша вредил?»
Участники групп после соревнования получают поощрение в виде похвалы за умение сотрудничать в группах, понимать и ценить другую точку зрения; способность осмысливать художественный текст.
Участники мастер-класса приходят к выводу, что так у Игоши проявлялся характер.
- Какой характер у Игоши?
Предлагаю три варианта ответа:
а) «Игоша, барин, малый добрый»
б) У Игоши нет ни стыда ни совести
в) Сформулируйте собственное суждение и доказательство.
–Почему вариант а) записан в кавычках?
Участники мастер-класса приходят к выводу, что характер Игоши противоречивый: веселый и озорной, любит пошалить.
Дальнейшая работа с текстом помогает понять замысел писателя, который воплотился в образе Игоши. (Выход на определение «образ») И только после глубокого постижения текста учащиеся формулируют тему этого произведения.
Домашнее задание к следующему уроку: разбить рассказ на эпизоды, определить их границы, важность, значимость этих эпизодов. В каждом сюжетном отрывке определить микротемы. Найти то общее, что их объединяет. Выход на понятие мотив очень сложная часть работы для учащихся. Вместе приходят к выводу, что в произведении показан мотив волшебства. Так приходит постижение таких литературоведческих понятий, как ГЕРОЙ –ХАРАКТЕР – ОБРАЗ – ТЕМА – МОТИВ. Эти понятия предлагает вводить при изучении художественных произведений программа под редакцией А.Г Кутузова.
IV. Моделирование
Тема урока: «Анализ рассказа и языковые особенности рассказа Людмилы Улицкой «Капустное чудо».
Участники мастер-класса выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя - мастера. Форма работы – групповая. Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею.
Участники мастер-класса коллективно создают творческий продукт. Задание: продумать и записать, каким мог бы быть финал рассказа Улицкой «Капустное чудо».
Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
V. Рефлексия
Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Творческие задания в системе деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы развивают креативные способности школьников: умение ставить проблемы, творчески искать ответ. Участники мастер-класса использовали разные формы работы: мастерили руками, моделировали, участвовали в соревновании, получили удовольствие от общения с книгой, от творческой деятельности.
Данный опыт имеет большое значение, так как его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика, углубляет литературоведческие знания, расширяет читательский кругозор, учит учащихся писать творческие работы разных жанров.
Список литературы
1. Программа по литературе 5-11 классы – М. Дрофа, 2014
2. Методические рекомендации ФППК ПГГПУ Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства"
3. Источник: http://festival.1september.ru/articles/515316/