Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf
Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важным из них для формирования экологической культуры ребенка все же является семья. Формирование ответственного отношения к природе у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, школы, системы дополнительного образования, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребенка. Интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом семьи, в частности – отношением к природе ближайших родственников ребенка.
Тяга к прекрасному проявляется уже в детстве. Малыш увидел ромашку и тянет ручки к ней, а мама спешит сорвать цветок. Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что рвать цветы нельзя, что не всякое желание малыша может быть выполнено – здесь-то и надо быт настойчивым. Поступите вы иначе – у ребенка будет формироваться потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде. Семья имеет свои особенности и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы у детей и подростков с ОВЗ. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах (животные и растения) – в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения семейной гордостью, тогда и формируется соответствующее отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семьях, где проявляется неприязнь к природе.
Больших усилий от педагога требуют дети, у которых родители воспитывают потребительское отношение к природе. Взрослые не всегда задумываются над последствиями такого воспитания. Стремление дать ребенку как можно благ, освободить его от забот, наносит огромный вред воспитанию личности ребенка, особенно ребенка с ОВЗ. Он привыкает бездумно потреблять, беспечно и равнодушно относится к природным ценностям. Работа с родителями начинается с установления постоянного контакта учителя с семьей, выработки согласованных действий и единых требований, определения конкретных дел и обязанностей в семье. Главное для педагога – сделать родителей своими союзниками, своими помощниками в многотрудной и кропотливой работе по воспитанию бережного отношения к природе.
Развитию познавательного интереса у детей с ОВЗ к природе, уяснению ее ценности как объекта познания родители могут способствовать самыми разными способами. Например, когда дома выращивают комнатные растения, следует не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом и развитием. Для этого можно использовать такие растения, как бегония, комнатные томаты, огурцы и т.д. Кроме того, надо дать возможность поэкспериментировать с растением, выявить оптимальные условия для его роста и развития, обсудить полученные результаты в семье и с друзьями. В процессе экологического воспитания ребенка в семье целесообразно познакомить его с технологиями содержания домашних питомцев: кошек, собак, аквариумных рыбок, певчих птиц. Дети с удовольствием рассказывают о своих друзьях – братьях меньших, их особенностях, повадках. В результате такой деятельности у детей будут формироваться разнообразные познавательные интересы, которые лягут в основу понимания ими природы. В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоологический музей, зоопарк, на выставку экзотических животных. Так постепенно происходит расширение границ познания окружающей ребенка природной среды, осознание ее неповторимости и хрупкости. Огромное воспитательное значение имеют семейные походы. Здесь родители должны показать, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относится к лесным богатствам. Детям необходимо разъяснить правила поведения в природе. Вовлечение детей с ОВЗ в природоохранительную деятельность, забота о благополучии природных объектов порождает особое ощущение взаимосвязи и включенности в мир природы, психологического единства с ним, ответственность. Вместе с детьми можно организовать подкормку птиц зимой, оборудовать искусственные гнезда, провести сбор плодов и семян. Экологическому воспитанию детей с ОВЗ способствует совместная трудовая деятельность на приусадебных участках и подсобных хозяйствах. Здесь ребенок имеет возможность реализовать свои знания, умения и навыки по содержанию домашних животных, разведению и уходу за растениями.
Дети очень восприимчивы к красоте природы, и семья играет огромную роль в осознании ребенком эстетической ценности окружающей его среды. Родителям необходимо использовать изобразительное искусство в экологическом воспитании своих детей. Мир природы предоставляет юным художникам поистине неограниченные возможности для развития творческого потенциала. Дети с ОВЗ с удовольствием рисуют объекты природы, пейзажи, натуралистические зарисовки. Особую радость детям доставляет задание нарисовать своего домашнего питомца (растение или животное). Вместе с детьми родители могут принимать участие в художественных природоохранительных конкурсах, фестивалях. Детям можно предложить нарисовать запахи, звуки, из пластилина создать объекты природы. Тема природы занимает большое место в творчестве различных композиторов.
Огромная роль в формировании познавательных интересов и заботливого отношения к природе принадлежит семейному чтению. Совместное чтение вслух произведений о природе, жизни животных и растений дает возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу. Для семейного чтения можно посоветовать произведения И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева и др.
Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование картинок, открыток с изображением явлений и объектов природы.
Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Исследователи выделяют несколько функций взаимодействия с природой:
1. Психолого-терапевтическая функция. Взаимодействие с природой способствует гармонизации межличностных отношений.
2. Реабилитационная функция. Взаимодействие с миром природы способствует повышению статуса среди сверстников, способствует реабилитации депривационного ребенка с ОВЗ.
3. Эстетическая функция. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности ребенка с ОВЗ, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения эстетических потребностей.
4. Функция удовлетворения потребности в компетентности, которая выражается формулой «Я могу».
5. Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществить животные, и даже растения, в процессе взаимодействия с человеком – функция партнеров в общении.
Представленные данные позволяют нам говорить о главенствующем значении семейного воспитания в формировании бережного отношения ребенка с ОВЗ к окружающей его природной среде.
Библиографический список:
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дон: Феникс, 1996. 480 с.
2. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М: Педагогическое общество России «Педагогика», 1996. 416 с.