Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Ровальд А.А. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как основной подход для формирования многоязычия в школьном образовании

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf



Еще несколько лет назад в Европе и по всему миру проблема языкового понимания считалась решенной. Ключевым языком считался английский. Он служил миру глобальным средством коммуникации. Владение английским языком рассматривалось как ключевая компетенция в современном глобализированом мире. К аргументам некоторых редких экономистов вроде «продать что-либо можно лишь на языке клиента» не прислушивались, а тот факт, что английский труден для людей, происходящих из другого языкового круга, не учитывался. В России подобное положение вещей сформировало мнение родительской общественности и привело к тому, что в школах исчезло разнообразие иностранных языков. Практически все дети хотели изучать английский язык.
В Европе ситуация несколько изменилась с выходом постановления Совета Европы по политике многоязычия (2002), которое рекомендует гражданам наряду с родным языком владение еще двумя иностранными языками. Английский в их число не входит. Кроме того, становится ясно, что традиционные уроки иностранного языка не формируют те компетенции, которые требуются для соответствующего интернационального межкультурного общения. То есть сложилась ситуация, когда «школа готовит учеников к жизни в мире, которого не существует». (Альбер Камю)
В плане действий, разработанном Европейской комиссией на 2004-2006 год, были сформулированы основные пути достижения поставленных целей многоязычия и изменения системы преподавания иностранных языков. Во-первых, рекомендуется повсеместно обратить особое внимание на эффективное преподавание иностранных языков; во-вторых, организовывать пребывание в стране изучаемого языка; в-третьих, помимо основных уроков, обратить внимание на преподавание других предметов на иностранном языке. Данный подход, CLIL (Content and Language Integrated Learning- предметно-языковое интегрированное обучение) считается сейчас самым эффективным путем для освоения школьного многоязычия.
Российское образование существует в контексте общеевропейской системы и не может оставлять без внимания актуальные подходы и направления в преподавании иностранных языков. С 2011 года постепенно вступают в силу требования новых федеральных образовательных стандартов. При составлении учебного плана сотрудники учреждений общего образования обязаны брать во внимание перечень дисциплин, обязательных к изучению школьниками. Академический минимум для образовательных программ в России устанавливается ст. 12 и 28 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании». В соответствии с ФГОС к перечню обязательных дисциплин, которые должны преподаваться во всех школах относится и второй иностранный язык. Самым популярным остается немецкий, в основном благодаря рекомендации Минобразования РФ и программе «Немецкий – первый второй иностранный» по инициативе Института Гете (при Посольстве Германии) и МАУПН. Однако на практике существует ряд трудностей, которые мешают исполнению требований Министерства, таких как нехватка профессиональных кадров, несогласие родителей с повышением нагрузки на детей, отсутствие учебных материалов и программ освоения новой дисциплины. Но преподаватели даже в тех учебных учреждениях, которые ввели второй иностранный язык сталкиваются с отсутствием мотивации у обучающихся. А как известно, без мотивации невозможно никого научить. Именно в такой ситуации и стоит обратиться к интегрированному предметно-языковому обучению (CLIL). CLIL может быть использован в различных образовательных контекстах – от старшей группы детского сада до высшего образования.
CLIL (Content and Language Integrated Learning) – это дидактический прием с двойной фокусировкой, при котором дополнительный язык используется для обучения и изучения предмета и языка.
Ключевые факторы, которые характеризуют данный подход это:
1. Интеграция дидактических принципов преподавания предмета и иностранного языка
2. Преподавание предмета на иностранном языке
3. Двуязычие
4. Разнообразие организационных форм работы
При применении CLIL происходит интеграция двух школьных предметов и образуется не простая сумма, а новый предмет, новые успешные методические подходы, новый образ мыслей. На подобных занятиях язык преподается иначе, чем на традиционных. Становится возможной междисциплинарная работа, различные формы сотрудничества (групповая, парная) применяются в естественных условиях. Выполнение учебных проектов может стать основной формой работы. Подобные формы интеграции предметов имеют очень высокий познавательный потенциал с точки зрения когнитивных психологов. CLIL развивает у обучающихся умение думать и находить все новые связи и решения.
Успех данного подхода основывается прежде всего на том, что преподавание на иностранном языке ведет к повышению и расширению знаний и развитию компетенций на данном языке. Уже много веков назад было замечено, что дети выросшие в многоязычной среде усваивают языковые компетенции на более высоком уровне (например дворянские дети, имевшие гувернанток и домашних учителей). Подобный же опыт имеют и частные школы, основанные еще в 19 веке.
Но CLIL это не просто преподавание предмета на иностранном языке. Иностранный язык при CLIL – это не только средство, но и содержание урока. CLIL-занятие интегрирует в себе предметные и языковые дидактические подходы. Занятие ведет один преподаватель и выделяет время как на изучение языковых феноменов, так и на изучение предметного материала (естественно-научные, гуманитарные предметы, искусство). В идеальном для CLIL варианте преподаватель должен владеть как предметом, так и иностранным языком в одинаковой степени. CLIL- подход может быть применим с любым языком и с любым школьным предметом. Предметно-языковой интегрированный урок прежде всего подчиняется методическим принципам преподавания предмета, а развитие коммуникативно-языковых компетенций основывается на необходимости применения языка в конкретной ситуации в процессе изучения предмета. Методический принцип билингвального обучения обуславливает и остальные методические подходы, например частоту применения родного и иностранного языка в течении занятия. Конечно же, количество родного и иностранного языка на уроке невозможно отрегулировать методически. Все зависит от поставленных целей. Двуязычие рассматривается все же как основной принцип CLIL.
В процессе обучения в первую очередь обращается внимание на содержание предмета, но при этом осознанно применяются и языковые знания. Здесь очень важно «чувствительно» использовать язык, чтобы занятие не превратилось в только предметное, но в то же время было понятно содержание предмета. С другой стороны, нужно постоянно следить за тем, чтобы и содержание предмета оставалось понятным для обучающихся. Как раз данный подход «чувствительного» обращения с языком на предметных занятиях получил неожиданное признание не только в области преподавания на иностранном, но и на родном языке. Дело в том, что результаты исследования PISA (2015) зафиксировали снижение уровня знаний обучающихся по многим предметам (география, биология, химия), и прежде всего по математике. Причина кроется скорее всего не в снижении мыслительных способностей молодых людей, а скорее в их языковых способностях. Язык, который используется в учебных пособиях и употребляется преподавателем на уроках слишком сильно отличается от того, которым молодые люди общаются в интернете и вне школы. В результате тексты учебника остаются непонятыми, объяснения учителя также не проясняют предмет, интерес теряется, снижаются оценки, результат не соответствует ожиданиям. Так же как на предметно-языковых интегрированных занятиях «чувствительно» обращаются с иностранным языком, также следует обращаться с родным языком на предметных уроках для того, чтобы вовремя устранить непонимание ключевых терминов и избежать потери интереса к предмету.
Предметно-языковые интегрированные занятия (CLIL) – это современный подход, позволяющий не только повысить мотивацию обучающихся к предмету, но и развить востребованные языковые компетенции необходимые в современном глобализированом мире. Методические принципы CLIL оказываются эффективными и в сфере родного языка. Слияние дидактических принципов преподавания предмета и иностранного языка порождает новый подход и открывает новые перспективы освоения знаний осмысленно, в естественных условиях, развивает когнитивные способности как обучающихся, так и преподавателей.

Библиографический список

1.       Ernst E. CLIL – einige Anmerkungen zum Gewinn integrierten Sprach- und Sachfachlernen, Goethe Institut, 2014, Frühes Deutsch, Heft 33
2.       Quartapelle F. Sudhoff J. Wolff D. Mehrsprachig werden in der globalisierten Welt. Ein Handbuch für CLIL. Prima pubblicazione, 2018, 179 c.
3.       Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году [Электронный ресурс]. URL: https://2020-god.com/vtoroj-inostrannyj-yazyk-v-shkole-v-2019-2020-godu/

2019