Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf
Как показывает практика, в последние годы неуклонно растет число детей, имеющих речевые трудности. Традиционные методы коррекционной работы с детьми данной категории не всегда дают ожидаемый результат.
Поиск новых форм и методов повышения качества образования побудил нас обратить внимание на метод проектов, который, на наш взгляд, является эффективным средством развития коммуникативных способностей детей с ОНР.
Одним из центральных дефектов в структуре общего недоразвития речи является несформированность лексической стороны речи. Развитие лексики обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как дети знакомятся с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действиями, обогащается, активизируется и совершенствуется их словарь. Следовательно, важным условием речевой активности является развитие познавательной сферы ребенка. Поддерживать естественное возрастное любопытство “почемучек” позволяют специальные педагогические приемы стимулирования познавательной и речевой активности детей и, в частности, метод образовательного проектирования.
Через объединение различных областей знаний в ходе проектной деятельности у детей формируется целостное видение картины окружающего мира, реализуется комплексность подхода к освоению лексической темы, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов позволяет значительно снизить преобладающую активность взрослого, предоставляет возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, сотрудничество, сотворчество на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.
Использование образовательного проектирования позволяет реализовать основные принципы дошкольного образования, закрепленные в ФГОС:
1). Индивидуализация образовательного процесса (построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования);
2). Реализация программы в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду;
3) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) Реализация образовательных областей через разные виды специфических детских деятельностей;
5) Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
В логопедических группах на дошкольников ложится дополнительная нагрузка, связанная с работой по исправлению дефектов речи. В таких условиях немаловажно, что применение метода проектов позволяет сократить продолжительность НОД, освобождая время для игр, оздоровительных мероприятий. Этот метод предусматривает все формы работы с детьми: НОД, свободная игра, индивидуальная работа, взаимодействие с родителями, которые служат достижению одной цели - полноценному развитию детей, сохранению их физического и психического здоровья.
Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать как самостоятельный в коррекции и развитии речи, он становится частью проверенных временем технологий, и привносит новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Проектная деятельность в речевой группе имеет свои характерные особенности: содержание каждого проекта соответствует программным требованиям и отражает материал отдельно взятой лексической темы. Интеграция в ходе реализации проекта наиболее полно способствует комплексному изучению лексических тем. Продолжительность проекта также зависит от темы: долгосрочный может длиться до полугода и охватывать несколько лексических тем, объединенных по смыслу, среднесрочный – до 1 месяца. Монопроект (краткосрочный) проект по лексической теме длится 1-2 недели, как и плановая работа по отдельной теме.
В ходе работы над проектом воспитатель обеспечивает познавательную мотивационную базу, необходимую для формирования речевых умений и закрепления результатов. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в различные виды творческой и практической деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, праздники, театрализованные представления и т.д.).
Учитывая возрастные и психологические особенности детей нашей логопедической группы, мы не ставили перед собой слишком отдаленные задачи, не пытались охватить одновременно несколько направлений в ходе проектной деятельности.
Так, в процессе изучения лексической темы “Семья” нами была запланирована и проведена работа над проектом “Семья – опора счастья”, в ходе разработки темы «Город» реализованы проекты «Такие разные дома», «Улицы города», по теме «Насекомые» проект «Наши знакомые - насекомые», в процессе работы по теме «Посуда» – проект “Чудо-роспись Городца».
В рамках проектной деятельности нами использовались различные формы организации образовательного процесса, обеспечивающие сотрудничество и взаимодействие педагогов и детей: экскурсии по городу, чтение книг, фольклорных произведений, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, мастерские, выставки, драматизации, сюжетно-ролевые игры и т.д.
Для поддержки речевой активности дошкольников необходимы определенные условия, позволяющие обеспечить субъектную позицию ребенка в образовательном процессе. При освоении лексических тем важна опора на личный опыт ребенка. Поэтому для успешного введения в тему проекта мы используем альбомы с фотографиями из семейных архивов, где ребенок запечатлен вместе с родителями в условиях семьи или во время прогулки, на отдыхе и т.д. Такая наглядная основа позволяет ребенку актуализировать имеющиеся знания, облегчает его вхождение в ситуацию с опорой на собственный опыт. Известно, что материал на положительной эмоциональной основе усваивается лучше. Рассказывая по теме о личном опыте, ребенок переживает ситуацию успеха, т.к. в этом случае даже имея узкий круг представлений об окружающем, он сам может говорить о том, что ему действительно близко.
Одним из способов стимулирования речевой активности детей рассматривается театрализованная деятельность. Она помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе. Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй, развивается связная речь. В ходе проектной деятельности с детьми были проведены такие игры - инсценировки как «Терем-теремок», «Вышла ложка погулять», «Приключения пчёлки», «Как котёнок маму искал», «Дом для домовёнка».
Совершенствование речевых навыков дошкольников группы в рамках работы над проектами осуществлялось в процессе следующих видов коммуникативной деятельности: беседы, ситуации общения, ситуативный разговор, речевые дидактические игры по темам проектной деятельности.
Особое внимание уделялось нами накоплению детьми словарного запаса. Для этого мы уточняли и расширяли запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности по темам проектной деятельности. Параллельно работали над формированием и совершенствованием грамматического строя речи в дидактических играх по изучаемым лексическим темам. Например, «Один - много»: если один жук, то много …(жуков) Одна хлебница – много хлебниц… Игра «Сосчитай сколько..?». Игра «Кто лишний и почему?». (Жук, бабочка, божья коровка, птица).
Для дальнейшего усвоения и использования в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения использовали речевые упражнения: хлеб лежит в хлебнице, масло в маслёнке, муравей живёт в муравейнике; дом - домашняя, пчела – пчелиная и другие.
Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуаций, мы вели работу по формированию связной речи, приучали детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками. Привлекали детей к составлению рассказов – описаний (например, по проекту «Семья» - «Как мы отдыхаем», «Моя семья», «Герб моей семьи», «Профессии моих родителей», а затем загадки – описания).
Разучивали стихи, загадки. Знакомили с пословицами: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Мой дом – моя крепость», «Плохие пчёлы – плохой и мёд», «В худой посуде воды не наносишь» и другими, учили понимать их иносказательный смысл.
К работе по реализации проекта активно привлекались родители воспитанников. С их помощью была создана групповая мини-коллекция насекомых, выставка различных домов, жилищ, открыток по темам проектов, пополнены атрибуты для игр. Родители стали активными участниками совместных праздников и развлечений: «Мы за чаем не скучаем», «День семьи», «Праздник пчелы». Благодаря этому дети и родители стали чаще проводить время вместе: выполняя домашние задания, беседуя, играя, изготовляя различные поделки. Родители стали активными участниками педагогического процесса в ДОУ.
Технология проектирования позволила получить результаты, отличные от традиционных. Нами отмечено, что в ходе изучения лексических тем, включенных в проектную деятельность, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, у них формируется грамматический строй и развивается связная речь. Мы убеждены, что проектная деятельность способствует развитию у детей речемыслительной деятельности, воображения, коммуникативных способностей, помогает справляться с логофобиями, повышает самооценку детей.
В проектной деятельности обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее.
Таким образом, мы убедились, что технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:
- расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;
- совершенствовать звуковую сторону речи;
- развить способность к словотворчеству;
- формировать личностные качества ребенка;
- развить коммуникативные навыки;
- добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей. Хочется отметить, что творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.