Актуальные вопросы начального общего образования

Серебрякова Т. Ю. Дистанционное обучение школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Человеческая жизнь уникальна, и каждому хочется прожить её долго и счастливо. Однако окружающий мир таит в себе массу опасностей. Человек всегда боялся природных катастроф — землетрясений, наводнений, бурь и ураганов. Однако, не менее опасны для человека вирусные инфекции.
Весна 2020 года перевернула мир с ног на голову. Мир за пределами жилья сузилось, а само жилище стало нашим изолятором, местом учёбы и работы. Людям пришлось срочно осваивать новые формы взаимодействия с внешней средой и приспосабливаться к жизни онлайн. И тут в жизнь вошла новая реальность - дистанционное обучение школьников.
Использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и электронной формы обучения при реализации образовательных программ становятся особенно актуальными в период пандемии.
До недавних пор о дистанционном обучении большинство педагогов в лучшем случаи что-то слышали, но специально не изучали методику его преподавания. Между тем, пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в жизнь страны и ее образовательной системы. Школы были вынуждены перейти на дистанционное обучение.
Перед учительской общественностью встал ряд проблем и вопросов. Самые главные из них:
- как приспособиться к дистанционному обучению в кратчайшее время,
- какие дистанционные технологии существуют и как эффективно их использовать, чтобы учебный процесс не останавливался и был эффективным?
Перевод школ на дистанционное образование в период эпидемий обычных острых респираторных заболеваний — существенный этап в освоении новых технологий обучения.
Математика – это универсальный язык науки и практики. Она способствует подготовке обучающихся к взрослой жизни. Учит решать проблемы, которые будет ставить перед ними жизнь. Учит находить пути решения нестандартных практических задач.
Каждая школа уникальна, имеет свои особенности и представляет собой уникальную площадку для моделирования уникальной развивающей среды.
Учитель стремился создать благоприятные условия обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением.
С переходом на дистанционное обучение не было ответов на многие вопросы, поэтому совершенствование принципов и методов дистанционного образования приходилось осуществлять ежечасно от урока к уроку, изо дня в день.
Когда в 4 четверти 2019 – 2020 года возникла необходимость работы школ в дистанционном режиме, встал вопрос – а как это делать?
В преддверии дистанционного обучения, состоялось заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики нашей школы.
Тогда обсуждались следующие вопросы:
1. Выбор учебных платформ для оптимального преподавания в условиях дистанционного обучения.
2. Утверждение объёма домашних заданий в период дистанционного обучения.
3. Утверждение итоговых административных контрольных работ.
На стадии принятия новой реальности необходимо было определиться с выбором обучающих платформ, позволяющих создать все условия для качественного и разностороннего образования обучающихся.
Были рассмотрены различные варианты и принято решение остановиться на такой платформе, как Российская электронная школа.
При выборе интернет платформ опирались на следующие критерии:
-                какие учебные дисциплины предлагает данная платформа;
-                на какую возрастную категорию она рассчитана;
-                в каком формате подается материал: видеоконференции, просмотр записи урока, электронные учебники и пр.;
-                на сколько платформа функциональна и удобна: интерактивная доска, онлайн тренажер, электронный журнал/дневник, как организована проверка домашнего задания;
- формат общения ученика с преподавателем: видеосвязь или чат.
Дистанционное обучение в школе - это процесс обучения по расписанию в режиме онлайн. Оно предполагает общение учителя с обучающими в режиме реального времени через системы Skype, Zoom и другие. При переходе на дистанционное обучение было составлено расписание уроков с учетом требований СанПин о продолжительности непрерывного применения технических средств.
При организации дистанционного обучения особое внимание уделялось посещаемости онлайн-уроков. Контроль осуществлялся при помощи постоянной обратной связи. Как только ученик, не выходил на контакт, не посещал онлайн-урок или не выполнял домашнее задание, с ним и его родителями связывался классный руководитель. Обычно этого было достаточно, чтобы проблема была решена.
Для качественного проведения уроков, приходилось более детально продумывать каждый момент урока. Так, для создания привычной для детей образовательной среды, ассоциацию с классным кабинетом, чтобы настроить детей на работу, первый слайд презентации было полезно выполнить с изображением классной доски. Это особенно важно для детей младшей и средней школы. Эффективно объяснение учителем нового материала с использованием небольшой мобильной доски.
Огромную помощь при объяснении нового материала оказывали презентации. Настройка анимации и комментирование учителя помогали обучающему как можно лучше понять новый материал. Например, при объяснении нового материала в 5 классе «Деление десятичных дробей», осуществление принципа наглядности помогало обучающимся усвоить правило переноса запятых при делении десятичных дробей. В 7 классе при изучении темы «Построение графика линейной функции» и последующего её закрепления, настройка анимации в презентациях помогала детям грамотно и чётко строить графики. Особого внимания заслуживают задачи на построение. В режиме дистанционного обучения их реализация не так проста. Однако и здесь приходят на помощь презентации с анимацией. Подготовка таких презентаций требовала много времени и усилий, но она приносила положительные результаты.
Учителями школы еженедельно делались отчёты по объёму домашних заданий. Это помогало скоординировать действия учителей и не перегружать обучающихся домашними заданиями. Способствовать сохранению их здоровья.
Важную роль в период пандемии играла проверка работ учащихся. Обучающиеся выполняли классную, домашнюю работы или проверочную работу. Затем фотографировали их и присылали учителю либо по электронной почте, либо в viber, либо в Skype. Учитель мог сообщить обучающемуся о его ошибках различными способами.
- Исправить ошибки в графическом редакторе,
- Указать на ошибки в диалоге с ребёнком,
- Указать путь решения обучающемуся.
Конечно первый способ проверки более трудоёмкий, чем остальные или обычная проверка тетрадей, но каждый из них имеет свои преимущества. Это зависит от индивидуального подхода к каждому обучающемуся, от темы и цели проверки. Ни одна из работ не оставалась без комментария к отметке.
Индивидуальный подход к учащимся выражался так же в том, что если ребёнок не выполнил сразу задание учителя, ему не выставлялась неудовлетворительная отметка. Учитель добивался его выполнения. Если ребёнок не понимал новый материал, учителя математики зачастую проводили с ним индивидуальные консультации на ZOOM.
Математика является универсальным языком науки и практики. Поэтому она является одним из самых важных учебных предметов общеобразовательной школы. Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка. Но не всем обучающимся удаётся легко овладеть математическими способностями. Поэтому предмет математика считается одним из самых сложных в школьном курсе. Однако экзамен по математике в является обязательным для сдачи выпускников. Поэтому перед педагогами всегда стоит задача подготовить обучающихся к успешной сдаче экзаменов. Подготовка к экзаменам по математике в период дистанционного обучения имеет особое значение и место. Она не только не прекратилась с приходим пандемии, но стала огромными темпами наращивать свои обороты.
Работа велась по нескольким направлениям:
- Прорешивались тесты в онлайн режиме на сайтах;
- Готовились по пособиям на бумажных носителях,
- Проводили консультации с учащимися на ZOOM.
Усиленная подготовка к экзаменам шла до самых экзаменов. Она велась как на уроках, так и на дополнительных консультациях. Было четкое расписание консультаций по подготовке к ЕГЭ. Каждую неделю проводились дополнительные занятия. На них разбирались задания, решались тесты, разбирались возникающие вопросы.
Следуя стандартам ФГОС, мы понимаем, что математическое образования в школе нельзя понимать как передачу учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Учитель математики должен решить ещё одну, не менее важную задачу – реализацию возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. Учитель должен построить свою деятельность таким образом, чтобы оптимально дать развитие наследственных способностей личности. Нужно постоянно содействовать творческим начинаниям детей и поощрять их достижения в любом виде деятельности. Например, если у ребенка имеются художественные данные, но математика даётся ему с трудом, то и не нужно требовать от него глубоких знаний по математике. Можно поручить ему, например, оформит газету в период проведения недели математики, изготовить модель геометрической фигуры для выставки наглядных пособий… А если ребенок имеет склонность к литературному творчеству, то можно предложить ему написать сказку, синквейн на какие-то математические понятия… Такое моделирование развивающей среды является эффективным средством для усвоения новых знаний обучающимися. Формирует у них умения по предмету, ориентирует их на повышение желания применять математические знания к практическим нуждам, готовится к практической деятельности в будущем.
Например, при изучении темы «Измерительные работы» по геометрии в 9 классе, дети подготовили проект. В ходе которого обучающиеся изготовили астролябию и с её помощью измерили высоту своего дома.
Привлечение школьников к экспериментальной и практической деятельности, проведение экспериментов и наблюдений способствует активизации процесса обучения, углублению знаний учащихся, освоению ими методов научного познания. Исследовательско - поисковые методы используются как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Без них невозможно заниматься проектной деятельностью, подготовиться к конференции школьников.
Например, был проведён эксперимент при изучении объёмов тел. Из одинаковых наборов граней сложили выпуклый и невыпуклый многогранники. У какого из них объём будет больше? Отрезали вершины и налили внутрь каждого многогранника воду. Чтобы сравнить объёмы, вылили жидкость из каждого многогранника в мерные стаканы. Уровень воды в стаканах оказался разным. В процессе работы над проектом были получены неожиданные для обучающихся результаты. В рассмотренном примере объём построенного невыпуклого многогранника более чем на 16% больше объёма выпуклого. Для строгости доказательства данного факта, не ограничились результатами эксперимента, а провели вычисления. Работа над данным проектом способствовала развитию пространственного «видения», формированию теоретических знаний и практических навыков. Дети получили удачные, красивые, неожиданные геометрические выводы и открытия, которые, несомненно, приносят радость и удовлетворение.
Перед школой сегодня стоит много важных задач, но нельзя обойти вниманием воспитание обучающихся в школе в условиях дистанционного обучения. Школьное воспитание всегда было и остается одной из сложных сфер деятельности педагогов. Какие бы технологические веяния ни появлялись в мире, учитель поможет выбрать нравственную человеческую дорогу, по которой надо идти. Сегодня основное направление поисков в теории воспитания связано с поиском ответа на вопрос, как она отвечает на вызовы и потребности современного общества. Конечно, период дистанционного обучения был не очень продолжительным. И воспитание обучающихся непрерывно шло и до него, но именно в этот период были обострены все качества человека. Многие дети школы стали волонтёрами. Они помогали пожилым людям, ветеранам, которые в период пандемии в особой группе риска. Утром учёба в школе, затем дети спешили в магазин и аптеку. Покупали продукты и лекарства для тех, кому нужна была помощь. В этой ситуации дети показали понимание основных жизненных ценностей, и ответственность перед собой и обществом.
В школе ребенок должен учиться духовности, культуре, нравственности, любви к родине, семье, окружающим. Если в школе в ребенке не будут заложены эти качества и знания, то общество начнет слабеть, а это может привести к печальным последствиям, как для каждой отдельной личности, так и для социума и государства в целом. Всё это касается и дистанционного обучения.
Ещё одним примером внеурочной работы как системообразующей деятельности воспитательного процесса в условиях ФГОС в школе в период пандемии стал классный час, посвящённый Дню победы. При его подготовке прослеживалась метапредметность, что способствовало достижению высокого качества образования и воспитания, становлению правильной жизненной позиции обучающихся. В преддверии великого Дня Победы прошёл классный час «Письма с фронта». А в заключении детям было предложено написать письма… Письма современных школьников на передовую 1941-го года. Тому, кто воевал. Тому, кто защищал нашу родину. Тому, кто погиб. Тому, кто выжил…
Можно с уверенностью сказать, что у детей сформировано понимание таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими. Сформировано негативное отношение к жестокости, насилию, нарушению прав личности.
Дистанционное обучение — важный элемент образовательного процесса. И оно было запущено. Учителя контактировали с учениками, школы выстраивали систему обучения. Новый формат интересен для учителя и детей. Они придумывали новые форматы взаимодействия, были позитивно настроены. Это потребовало от преподавателей новых компетенций, более совершенных методов и технологий образовательного процесса для достижения высокого уровня обученности математике при дистанционном обучении. Практика показала, что их применение может значительно повысить эффективность дистанционного обучения.

Библиографический список

1.                      Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/postanovlenie-glavnogo-gosudarstvennogo-sanitarnogo-vracha-rf-ot_593/prilozhenie/x/tablitsa-5/

2.                      Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/distance

2021