В течения многих веков воспитание детей осуществляется как в семье, так и в общественных учреждениях. Наряду с развитием общественного воспитания сохранила свое значение и семейное воспитание. Теорией его занимались почти все виды деятели педагогики. Нет, пожалуй, ни одной педагогической системы, в которой бы не затрагивались вопросы семейного воспитания. Можно говорить о трех основных направлениях в этом вопросе: • Признание за семейным воспитанием ведущей роли; • Недооценка роли семьи в воспитании; • Общественное и семейное воспитание выполняют свое назначение только в единстве. Представитель первого направления Иоганн Генрих Песталоции. Он считал семью, отчий дом основной истинного естественного воспитания человека «Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениям». Сила семейного воспитания, отличал Писталоции, в том, что оно происходит в процессе жизни, в отношениях близости, в делах и поступках, которых совершает ребенок из своих отношений к отцу, матери, усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм. Именно в семье наблюдает испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. Развитие и воспитание осуществляются в деятельности детей. В из многообразных отношениях. Большое значение в их жизни имеют общественный труд, общественная деятельность., разумное поведение досуга. Организовать эту разнообразную деятельность, направить на формирование лучших нравственных качеств, черт характера, привычек- важная задача воспитания. В социалистическом обществе семья и детский сад совместно решают общие задачи воспитания всесторонне развитого, счастливого человека, они же вместе несут перед обществом ответственность за это. Наряду с ростом материального благосостояния меняются и культурный уровень семьи, их потребности и интересы. Во многих семьях воспитание детей улучшилось, многое делается для всестороннего развития детей, их общей культуры. На вопрос, в чем проявляется ваша работа о воспитании детей, родители дают интересные ответы. В них проявляется не только забота о здоровье детей и их учебных успехах, но и стремление родителей преодолеть конкретные недостатки в поведении ребенка, повлиять на формирование характера, на развитие интересов, правильно организовать его досуг, повысить эстетическую культуру. Вместе с тем многие родители прямо заявляют, что им самим приходятся непрерывно пополнять свои собственные знания, много читать, узнавать, для того что бы удовлетворить любознательность детей, что бы с достоинством выполнять свой родительский долг. Родители многие понимают, что воспитание в семье основывается на самовоспитание родителей. Нередко образец поведения отца легче усваивается сыном, а поведение матери –дочерью. Некоторые вопросы легче разрешить с матерью, а сыну с отцом. Из этого, однако не следует, передавать воспитательные функции лишь одному из родителей или распределять их в зависимости от пола детей. Отец и мать должны дополнять друг друга в воспитании детей, их согласованные действия предотвращают односторонность в воспитании. Семья – первичная ячейка общества, она является той средой, в которой с наибольшим успехом осуществляется воспитательное влияние детей в раннем возрасте. Чем богаче жизненный и социальный опыт членов семьи, высшее их культура и лучше взаимоотношения, тем сильнее семья может оказывать благотворные влияние на воспитание детей. Общественная позиция родителей, их гражданское лицо в первую очередь воспринимаются и оценивается с детьми. Поведение родителей в семейном воспитании имеют решающие значение. А.С.Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитывайте его в каждый момент в вашей жизни, даже тогда когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы говорите с другими людьми о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете книгу- все это имеет для ребенка большое значение». Важным и сложным вопросом семейного воспитания является формирование материальных и духовных потребностей детей. Потребности- источник активности ребенка. Некоторые родители считают, что их задачей являются удовлетворение духовных потребностей. Духовные потребности воспитываются и развиваются с самого раннего возраста. Каждый кроха любознателен. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста бывает направлена на стимулирование познавательного интереса своего ребёнка к окружающему миру. У детей младшего школьного возраста, которые научились читать, развивается любознательность. Стихи, сказки, совместное чтение и обсуждение произведений из школьной программы развивает познавательный интерес дошкольника. Таким образом, происходит его сближение с родителями. Своего ребёнка нужно воспитывать, чтобы он был всесторонне развитой личностью. Необходимо прививать ему любовь к искусству. Посещение культурных мероприятий прививает любовь к искусству и культуре, а также развивает творческие интересы. Важно воспитывать уважение к людям и готовность оказать помощь. Не только к членам семьи, но и другим людям, нуждающимся в помощи. Здесь важен и пример родителей; разьяснение и требование. Надо следить, что бы у детей в семье оставались невыполненными требования взрослых, разумность которому ребенку должна быть очевидна, что бы у детей не накапливался опыт не послушания. Главная цель режима- это накопление опыта соблюдением требований дисциплины и формирование полезных привычек. Дисциплинированность проявляется не только в соблюдении режима. Важно приучить детей к выполнению требований родителей. Это можно достичь при соблюдении ряда условий: Требования должно касаться различных сторон жизни ребенка в семье., его учение, отношения к обязанностям, культура поведения. Должна быть воспитана готовность к выполнению требований. Это возможно лишь тогда, когда требования разумны, необходимость их осознана самим ребенком и в ней глубоко убеждены сами родители. Требования должны быть хорошо продуманы с учетом возможностей. Интересов и потребностей детей. Задачей семейного воспитания является привитие детям любые к труду, потребности трудиться, формирование трудовых навыков. Трудом детей надо руководить. Иногда ребенок прекращает работу, встречаясь с самыми незначительными трудностями. В одних случаях требуется показ рациональных приемов, в других- помощь в выборе действий. Многим трудовым действиям можно научить, показав, как выполняют эту работу сами родители. Подражая, дети свободно усваивают рациональные приемы трудовых операций, а это уже является побуждением к труду. Подготовка к воспитанию начинается еще до поступления ребенка в дошкольному учреждению. Родители стремятся создать у ребенка положительное отношение к будущей деятельности и воспитывать некоторые навыки и привычки уже в семье. Именно семья должна создать все возможные условия для выполнения домашнего задания. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. В ряде семей устанавливается ценная традиция, когда старшие рассказывают о своем трудовом дне, а дети делятся всем новым, что произошло за день в садике. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: • Принимать активное участие в жизни семьи; • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; Уважать право ребенка на собственное мнение; тел.:8(927)-669-77-60 e-mail:96alenushka@mail.ru Библиографический список 1. Алексеева Л.С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М., 1995. 2. Бодалев А. А., М. Семья и формирование личности/ред. изд. Просвещение, 1989, 206 с. 3. Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А., Виноградовой Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. сада /. -М.: Просвещение, 1989. - 192 с.