Библиографическое описание:
Волкова Ю.И. Постановка танцевального номера в уличных направлениях // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Цели:
Раскрыть основные принципы драматургии.
Выявить жанры в хореографии.
Добиться целостности и лаконичности переходов между музыкой и исполнителями.
Раскрыть психологические зацепки для удержания внимания зрителя.
Показать методы варьирования рисунков, ракурсов перемещений и переходов.
Дать толчок к расширению виденья в постановке танцевального номера.
С чего начинается сама постановка?
Прежде всего с вдохновения, творческого всплеска, от образов или переживаний, которые вы испытали.
От просмотренного фильма или просто услышанной вами музыки, прошедшей резонансом по вашему телу и эмоциям. Это может быть всё что угодно, но оно настолько сильно эмоциональное, что вам хочется излить эти эмоции, чувства и образы на танец. Чтобы создать по-настоящему яркий и интересный номер требуется владение даром режиссера. Понимать и представлять, как должен выглядеть номер в стрит направлениях, какие элементы необходимо внести для полноценного художественное замысла и умение выразить свою идею удивительным языком танца.
Хороший хореограф сочетает в себе солидную профессиональную танцевальную базу, творческий полет, насмотренность, владение различных танцевальных стилей и навыков, помогающих передать свое виденье исполнителям.
Занимаясь творческим процессом, создавая танцевальные постановки педагог - хореограф воздействует, посредством хореографического искусства, на эстетическое воспитание общества в целом и на эмоциональную культуру участников постановочного процесса.
Драматургия номера
В стрит номере независимо от того присутствует сюжетная линия, или это номер о крутости владения телом и техникой, состоящий из зрелищных наборов движений, рисунков и переходов, должна быть вовлеченность на каждом этапе номера, т.е. необходимо понимать драматургию номера и показать эту драматургию зрителю, увлечь его и полностью завладеть его вниманием.
В основе всякой драматургии лежит сценическое действие. Это обстоятельства, в которые попадает герой. Драматург хореографической постановки, кроме знания законов драматургии, должен иметь четкое представление о специфике выразительных средств и возможностях уличных направлений.
В каждом номере должны быть драматургические звенья постановки. Это необходимо для того, чтобы мы умело держали внимание зрителя, и понимали, как и с какими инструментами мы можем влиять и удерживать его внимание.
При постановки хореографической постановки мы различаем 5 основных частей.
1 Экспозиция
Вступление. Это начальная часть постановки. Её назначение сообщить зрителю информацию об этом номере. Она должна вызвать интерес у зрителя к предстоящему действию и заинтриговать его смотреть дальше.
2 Завязка
Это собирательные элементы, которые дают толчок к драматическому конфликту в сюжетной линии. Если это просто постановка без тематики, это вовлечение интереса через хореографические композиции и вариации.
3 Развитие
Оно может быть различным. Это может быть один план, одна мысль, которая претерпевает развитие или несколько планов, развивающих мысль через борьбу между ними.
Важное понять, что если есть развитие мысли - это и есть драматургия.
По сюжетным номерам довольно будет понятно, как это развитие показать.
По бессюжетным постановкам, где завязан только танец, решается усложнением хореографической лексики, рисунка танца и музыкальной драматургии.
4 Кульминация
Кульминация это высший всплеск идеи, действие, достигшее полное развитие. В кульминации выражается хореографическая идея, задуманная постановщиком. Показывается через эмоциональную часть исполнителя, так и через хореографический подход хореографа. Это должно быть ярко и убедительно. В бессюжетном номере кульминация должна интегрироваться в наиболее интересным рисунком танца, яркими хореографическими движениями, трюками.
5 Развязка
Развязка, как момент разрешения конфликта и снятие напряжения конфликта. Завершающее действие, показывающее идейно -нравственный итог сочинения.
Жанры в хореографии
Лирический – раскрывает чувства, внутреннее состояние, их оттенки.
Драматический -сюжет, но не острый. Действие протекает спокойно.
Трагический -сюжет, в конце номера происходит несчастье, страдают герои.
Комический – шуточный.
Сатирический -гротеск, преувеличение.
Мифический
Сказочный
Героический, исторический
Патетический -возвышенный, эмоционально насыщенный, романтический.
Из чего состоит хороший насыщенный номер в стрит направлениях:
Музыкальность.
Сейчас то время, когда комбинации придумываются не только на ритмику и темп музыки, но и на слова песни и отдельные звучания инструментов и звуков. Обязательная и самая главная часть постановки номера это полное отыгрывание полифонии в музыки хореографией. И это можно показать через движения по канону, зависание, плавность или четкость движений и т.п. Здесь важна координации движений с музыкой, актерское исполнение и приемы театрализации на музыкальную композицию.
Крючки
Ваша постановка должна быть зрелищной. Поэтому вам надо стать сценаристом своего номера, продумать ключевые части, где вы будете своими элементами хореографии, т.е. крючками цеплять зрителя.
Крючки - это схема основана на человеческой психологии. Крючки в хореографии могут быть разные, например трюки, сделанные в музыкальные акценты, либо захватывающее перестроение рисунков из которых вышла красивая картинка, либо смена ритмов с резкого на плавное или сюжетная линия, держащая вас в психологическом контакте с исполнителями. Всё то, что не даёт зрителю лишний раз моргнуть, чтобы не пропустить что-то важное.
Посмотрите, как сценаристы пишут свои сценарии к голливудским фильмам, как они зрителя цепляют с начала фильма и до конца. Так же и нам постановщикам-хореографам нужно построить свой номер. Продумать моменты, которые станут ключевыми крючками в вашем номере.
Рисунок танца
Обязательным пунктом в хорошем номере будут рисунки и перемещения.
Рисунок танца - это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок и перемещения зависит от музыкальной композиции.
Рисунки бывают простые и сложные. К простым относятся, круг, линия, диагональ. Сложные рисунки это сочетание простых рисунков, одновременное их звучание. Круг в круге, линия в круге, галка, квадрат крест и т.д.
Основные виды хореографических рисунков:
Статический - рисунок неподвижный.
Одноплановый - это рисунок, где все участники находятся на одном уровне.
Многоплановый - исполнители находятся на разных танцевальных площадках, на разных уровнях.
Симметричный – это зеркальное отражение.
Асимметричный В таких рисунках исполнители или группы находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга или располагаются асимметрично по отношению к центру сцены.
Динамичный. По характеру используемых линий и динамики распространения исполнителей по сцене.
Геометрический: круг, квадрат, треугольник.
Орнаментальный - витиеватый. Ломанные, зигзагообразные, раз-
личные переплетения.
Попробуйте нарисовать рисунки и перемещения на листе бумаги. Как один рисунок выходит в другой. Развивайте свои навыки и вы найдете очень интересные находки.
Ракурсы
Обязательно при постановке номера используйте разные ракурсы. Не всегда комбинации или движения стоит танцевать лицом ко зрителю, поищите новые варианты. Некоторые движения будут эффектней смотреться если будут станцованы по диагонали, спиной или боком. Также ракурсы можно менять и при перемещении в рисунках. Смена ракурсов это отличный инструмент, чтоб сделать ваш номер более ярче.
Распределение по сцене
Важный критерий по постановке танца.
Грамотно распределить танцующих на сцене. использовать не только центр сцены, но и задник, бока. Не обязательно всем танцевать синхронно в унисон. Одна группа может делать одни движения, вторые другие движения, третьи перемещаться, четвертые могут остановиться и тд. Пробуйте разнообразить привычные схемы восприятия.
Объемность.
Объемность помогает показать не только геометрический рисунок со всех сторон, но и создать условия воздействие на зрителя. Например. Поставить танцующих в диагональ, так как здесь уже получается трехмерное измерение (высота, ширина и длина), либо собрать всех в тройной или двойной клин, первую линию посадить, вторых поставить на колено, третьих оставить стоять, а центрового поднять. объемность возникает за счет движения самой геометрической формы в пространстве и за счет верхнего рисунка.
Занимаясь творческим процессом по созданию новой постановки, педагог-хореограф опирается на принципы эстетического воспитания общества в целом, воздействует на эмоциональную сферу участников постановочного процесса, а затем и зрителей всеми возможными выразительными средствами хореографии. Любая танцевальная постановка уличного направления, на каком бы материале она не было создана, должна иметь в себе духовную составляющую, должна заставлять задуматься над идеей постановки, вызывать эмоциональный отклик у участников постановки и у зрителей. Таким воздействием будет обладать только целостное художественное произведение, которое было создано по всем законам драматургии и композиционного построения. Любая постановка, как правило, делается для определенного коллектива, в расчёте на конкретных исполнителей, с учётом возраста и степени их подготовленности. Правильно построенная подготовительная работа даёт педагогу возможность более уверенно и планомерно вести занятия с детьми, позволяет более глубоко осветить содержание танца и быстро поставить танцевальный номер.
Библиографический список· Богданов Г.Ф. Основы хореографической драматургии: учебное пособие. – Изд.2-е, доп. – М.: МГУКИ, 2010.
· Дитмар Зайфферт. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Пер. с нем. В. Штакенберга. — 4-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. — 128 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
Волкова Ю.И. Постановка танцевального номера в уличных направлениях // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Цели:
Раскрыть основные принципы драматургии.
Выявить жанры в хореографии.
Добиться целостности и лаконичности переходов между музыкой и исполнителями.
Раскрыть психологические зацепки для удержания внимания зрителя.
Показать методы варьирования рисунков, ракурсов перемещений и переходов.
Дать толчок к расширению виденья в постановке танцевального номера.
С чего начинается сама постановка?
Прежде всего с вдохновения, творческого всплеска, от образов или переживаний, которые вы испытали.
От просмотренного фильма или просто услышанной вами музыки, прошедшей резонансом по вашему телу и эмоциям. Это может быть всё что угодно, но оно настолько сильно эмоциональное, что вам хочется излить эти эмоции, чувства и образы на танец. Чтобы создать по-настоящему яркий и интересный номер требуется владение даром режиссера. Понимать и представлять, как должен выглядеть номер в стрит направлениях, какие элементы необходимо внести для полноценного художественное замысла и умение выразить свою идею удивительным языком танца.
Хороший хореограф сочетает в себе солидную профессиональную танцевальную базу, творческий полет, насмотренность, владение различных танцевальных стилей и навыков, помогающих передать свое виденье исполнителям.
Занимаясь творческим процессом, создавая танцевальные постановки педагог - хореограф воздействует, посредством хореографического искусства, на эстетическое воспитание общества в целом и на эмоциональную культуру участников постановочного процесса.
Драматургия номера
В стрит номере независимо от того присутствует сюжетная линия, или это номер о крутости владения телом и техникой, состоящий из зрелищных наборов движений, рисунков и переходов, должна быть вовлеченность на каждом этапе номера, т.е. необходимо понимать драматургию номера и показать эту драматургию зрителю, увлечь его и полностью завладеть его вниманием.
В основе всякой драматургии лежит сценическое действие. Это обстоятельства, в которые попадает герой. Драматург хореографической постановки, кроме знания законов драматургии, должен иметь четкое представление о специфике выразительных средств и возможностях уличных направлений.
В каждом номере должны быть драматургические звенья постановки. Это необходимо для того, чтобы мы умело держали внимание зрителя, и понимали, как и с какими инструментами мы можем влиять и удерживать его внимание.
При постановки хореографической постановки мы различаем 5 основных частей.
1 Экспозиция
Вступление. Это начальная часть постановки. Её назначение сообщить зрителю информацию об этом номере. Она должна вызвать интерес у зрителя к предстоящему действию и заинтриговать его смотреть дальше.
2 Завязка
Это собирательные элементы, которые дают толчок к драматическому конфликту в сюжетной линии. Если это просто постановка без тематики, это вовлечение интереса через хореографические композиции и вариации.
3 Развитие
Оно может быть различным. Это может быть один план, одна мысль, которая претерпевает развитие или несколько планов, развивающих мысль через борьбу между ними.
Важное понять, что если есть развитие мысли - это и есть драматургия.
По сюжетным номерам довольно будет понятно, как это развитие показать.
По бессюжетным постановкам, где завязан только танец, решается усложнением хореографической лексики, рисунка танца и музыкальной драматургии.
4 Кульминация
Кульминация это высший всплеск идеи, действие, достигшее полное развитие. В кульминации выражается хореографическая идея, задуманная постановщиком. Показывается через эмоциональную часть исполнителя, так и через хореографический подход хореографа. Это должно быть ярко и убедительно. В бессюжетном номере кульминация должна интегрироваться в наиболее интересным рисунком танца, яркими хореографическими движениями, трюками.
5 Развязка
Развязка, как момент разрешения конфликта и снятие напряжения конфликта. Завершающее действие, показывающее идейно -нравственный итог сочинения.
Жанры в хореографии
Лирический – раскрывает чувства, внутреннее состояние, их оттенки.
Драматический -сюжет, но не острый. Действие протекает спокойно.
Трагический -сюжет, в конце номера происходит несчастье, страдают герои.
Комический – шуточный.
Сатирический -гротеск, преувеличение.
Мифический
Сказочный
Героический, исторический
Патетический -возвышенный, эмоционально насыщенный, романтический.
Из чего состоит хороший насыщенный номер в стрит направлениях:
Музыкальность.
Сейчас то время, когда комбинации придумываются не только на ритмику и темп музыки, но и на слова песни и отдельные звучания инструментов и звуков. Обязательная и самая главная часть постановки номера это полное отыгрывание полифонии в музыки хореографией. И это можно показать через движения по канону, зависание, плавность или четкость движений и т.п. Здесь важна координации движений с музыкой, актерское исполнение и приемы театрализации на музыкальную композицию.
Крючки
Ваша постановка должна быть зрелищной. Поэтому вам надо стать сценаристом своего номера, продумать ключевые части, где вы будете своими элементами хореографии, т.е. крючками цеплять зрителя.
Крючки - это схема основана на человеческой психологии. Крючки в хореографии могут быть разные, например трюки, сделанные в музыкальные акценты, либо захватывающее перестроение рисунков из которых вышла красивая картинка, либо смена ритмов с резкого на плавное или сюжетная линия, держащая вас в психологическом контакте с исполнителями. Всё то, что не даёт зрителю лишний раз моргнуть, чтобы не пропустить что-то важное.
Посмотрите, как сценаристы пишут свои сценарии к голливудским фильмам, как они зрителя цепляют с начала фильма и до конца. Так же и нам постановщикам-хореографам нужно построить свой номер. Продумать моменты, которые станут ключевыми крючками в вашем номере.
Рисунок танца
Обязательным пунктом в хорошем номере будут рисунки и перемещения.
Рисунок танца - это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок и перемещения зависит от музыкальной композиции.
Рисунки бывают простые и сложные. К простым относятся, круг, линия, диагональ. Сложные рисунки это сочетание простых рисунков, одновременное их звучание. Круг в круге, линия в круге, галка, квадрат крест и т.д.
Основные виды хореографических рисунков:
Статический - рисунок неподвижный.
Одноплановый - это рисунок, где все участники находятся на одном уровне.
Многоплановый - исполнители находятся на разных танцевальных площадках, на разных уровнях.
Симметричный – это зеркальное отражение.
Асимметричный В таких рисунках исполнители или группы находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга или располагаются асимметрично по отношению к центру сцены.
Динамичный. По характеру используемых линий и динамики распространения исполнителей по сцене.
Геометрический: круг, квадрат, треугольник.
Орнаментальный - витиеватый. Ломанные, зигзагообразные, раз-
личные переплетения.
Попробуйте нарисовать рисунки и перемещения на листе бумаги. Как один рисунок выходит в другой. Развивайте свои навыки и вы найдете очень интересные находки.
Ракурсы
Обязательно при постановке номера используйте разные ракурсы. Не всегда комбинации или движения стоит танцевать лицом ко зрителю, поищите новые варианты. Некоторые движения будут эффектней смотреться если будут станцованы по диагонали, спиной или боком. Также ракурсы можно менять и при перемещении в рисунках. Смена ракурсов это отличный инструмент, чтоб сделать ваш номер более ярче.
Распределение по сцене
Важный критерий по постановке танца.
Грамотно распределить танцующих на сцене. использовать не только центр сцены, но и задник, бока. Не обязательно всем танцевать синхронно в унисон. Одна группа может делать одни движения, вторые другие движения, третьи перемещаться, четвертые могут остановиться и тд. Пробуйте разнообразить привычные схемы восприятия.
Объемность.
Объемность помогает показать не только геометрический рисунок со всех сторон, но и создать условия воздействие на зрителя. Например. Поставить танцующих в диагональ, так как здесь уже получается трехмерное измерение (высота, ширина и длина), либо собрать всех в тройной или двойной клин, первую линию посадить, вторых поставить на колено, третьих оставить стоять, а центрового поднять. объемность возникает за счет движения самой геометрической формы в пространстве и за счет верхнего рисунка.
Занимаясь творческим процессом по созданию новой постановки, педагог-хореограф опирается на принципы эстетического воспитания общества в целом, воздействует на эмоциональную сферу участников постановочного процесса, а затем и зрителей всеми возможными выразительными средствами хореографии. Любая танцевальная постановка уличного направления, на каком бы материале она не было создана, должна иметь в себе духовную составляющую, должна заставлять задуматься над идеей постановки, вызывать эмоциональный отклик у участников постановки и у зрителей. Таким воздействием будет обладать только целостное художественное произведение, которое было создано по всем законам драматургии и композиционного построения. Любая постановка, как правило, делается для определенного коллектива, в расчёте на конкретных исполнителей, с учётом возраста и степени их подготовленности. Правильно построенная подготовительная работа даёт педагогу возможность более уверенно и планомерно вести занятия с детьми, позволяет более глубоко осветить содержание танца и быстро поставить танцевальный номер.
Библиографический список· Богданов Г.Ф. Основы хореографической драматургии: учебное пособие. – Изд.2-е, доп. – М.: МГУКИ, 2010.
· Дитмар Зайфферт. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Пер. с нем. В. Штакенберга. — 4-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. — 128 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).