НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кириленко Ю.С. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования (из опыта работы)

Библиографическое описание:
Кириленко Ю.С. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме.

Мой выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества был не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Традиционные способы изобразительного искусства не всегда приносят необходимый и интересный для детей результат. С учетом выше сказанного, я посчитала целесообразным проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.

В начале учебного года мною был проведен опрос родителей для определения наличия у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. 92% родителей подтвердили интерес своих детей к различным формам изо деятельности. А также высказали желание поддержать детей, поучаствовать в их творческом развитии.

Использование нетрадиционных техник рисования в своей работе со старшими дошкольниками я распланировала на весь учебный год и органично вплела в образовательную и досуговую деятельность. Совместно с детьми мы предварительно обсудили и выбрали техники, которые их особенно заинтересовали, и, используя которые, дети хотели ли попробовать рисовать. Обсудили инструменты для рисования, которые нам могут понадобиться и возможные сложности, как их можно преодолеть.

Вначале дети познакомились с техникой оттиска печатками из яблок (рисунок 1). Ребята упражнялись в технике печатания, стараясь работать аккуратно, не разбрызгивая краску. Дети использовали альбомный лист, блюдце с краской, гуашь, половинки яблок, тряпочка. Экспериментирование новым материалом доставило им большое удовольствие.

В дальнейшем ребята решили в качестве материала использовать другой природный материал и освоили технику оттиска сухими листьями (рисунок 2 «Осень в красках»)

Рисунок 1

Рисунок 2

Дети были свободны в своем выборе подготовки листьев к оттиску – кто-то лист окунал в блюдце с краской, а кто-то лист окрашивал тампоном или кистью. Листья тоже различались не только по форме, но и по сроку давности – некоторые ребята выбрали для себя рисование свежесобранными и засушенными листьями. Другие же попытались использовать в работе листья, засушенные в прошлом году из уголка экологии.

В зимний период ребята экспериментировали с рисованием бумажными комочками (рисунок 3), тычком жесткой полусухой кистью и рисовали пальчиками (рисунок 4). Делали цветы в технике кляксография, рисовали бабочек монотипичным способом и праздничный салют в технике гратаж.

Рисунок 3

Рисунок 4

По итогу проделанной работы у детей расширилось представление о многообразии нетрадиционных техник рисования, усовершенствовалась мелкая моторика рук, были сформированы умения и навыки работать с различными материалами для создания творческих работ.

Мой опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволило детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования помогло сформировать у детей и эстетическое отношение к окружающей действительности, развить их воображение. Дети научились использовать нетрадиционные техники рисования для формирования выразительного образа в рисунках.

Библиографический список

1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 96 с.

2. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. Москва: Цветной мир, 2014. - 143 с.

3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 98 с.
2024