НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гусева Е.В. Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Моё родное село»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Цель: формирование у детей причастности к родному краю.
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с разнообразием архитектурных строений, имеющих художественное, историческое и социальное значение, в том числе и храмах нашего края;
-Познакомить детей с архитектурными деталями: колонны, фронтоны,, башни, купола, шпили, арки, колокольни….;
Учить передавать образ архитектурных сооружений в аппликации.
-Развивать эстетическое восприятие, умение сочетать красоту мира, способность передавать красоту храмов.
-Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному селу, его жителям; желание сохранять красоту родного села и приумножать её.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и открыток с изображением зданий разной архитектуры, рисование, конструирование, аппликация, лепка зданий разного назначения, заучивание стихов В.Степанова
Материал: фон - лист бумаги, заготовки деталей для аппликации, посылка, глобус, иллюстрации церквей, запись звона колоколов, проектор, компьютер.
Содержание деятельности.
Организационно-мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Кому она адресована? По какому адресу мы проживаем? (дети повторяют адрес) Наш адрес совпадает с адресом на посылке, значит это для нас. Давайте ее откроем и посмотрим, что же в ней? В посылке много предметов, почему-то они под номерами? Начнём с предмета под номером 1. Ребята, что это? (глобус).
Воспитатель: Это наша планета Земля. Посмотрите, как много разных стран на нашей планете. Какие страны знаете вы? (дети называют страны, воспитатель показывает их на глобусе).
Воспитатель: Молодцы, как много стран вы знаете. На планете много разных стран, но самая большая страна наша Родина - Россия. Мы гордимся нашей великой Родиной. (В.Степанов «Что мы Родиной зовем?»)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина - место, где он родился и живет. А как называется село, в котором мы с вами живем? (дети называют село) Село Новоуколово - это и есть наша малая Родина. Давайте оправимся в путешествие по красивым местам нашего села. (дети идут по залу, подходят к проектору для просмотра слайдов)
Вот с друзьями мы идем,
Весело шагаем, на пути встречаем:
Дом, березку, воробья,
Здравствуй, Родина моя!
Игра «Посмотри и отгадай»
Дети смотрят на фотографию, определяют здание, его назначение для человека. (Почта, дом культуры, детский сад, школа, больница)
Воспитатель: Дети, посмотрите, осталась ещё одна фотография. Какое это здание, для чего оно служило людям? ( старое здание церкви)
Мы идём туда с надеждой,
С болью в сердце иль бедой…
Если радость или праздник
Постучались в дом родной.
Там спокойно и надёжно:
Запах ладана, свечей…
Как зовется это место
Отвечай же - не робей.
(Храм, церковь)
Воспитатель: Когда-то это тоже было красивое здание церкви, сюда приходили люди. Кто знает, для чего предназначалось это здание? (ответы детей). В церковь люди приходили, чтобы, молясь просить у Бога здоровья себе и своим близким, чтобы не было войны, чтобы люди жили в мире, чтобы отмечать радостные и печальные события.
Церковь - это особый дом, посвященный Богу.
Этот дом - не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам.
Это православный…(храм).
Дети, вам нравится это разрушенное здание в нашем селе? Что мы можем сделать, чтобы оно стало вновь самым красивым местом нашей маленькой родины?
Воспитатель: Давайте посмотрим в нашу посылку, может там есть подсказка для нас. Конверт №2. Иллюстрации храмов.
Со времён Киевской Руси русские люди очень трепетно относились к храмам, церквям, называя их Божьим домом. Храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы. Постепенно вокруг храмов возникали поселения, села, а потом города.
Самые лучшие архитекторы, строители, скульпторы, художники трудились над их строительством. Многие храмы строились более 50 лет. С таким старанием и тщательностью люди подходили к этой благословенной работе.
(показ макета храма)
А сейчас мы рассмотрим архитектуру этих необычных зданий. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол с крестом, который по форме напоминает пламя горящей свечи. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба. Дверь обычно очень массивная. Ребята, посмотрите, на что похож купол? (Ответы детей.)
Правильно вы заметили, что купол похож на луковицу - купол луковичной формы, а ещё на шлем богатыря – шлемообразная форма купола.
(показ картины)
В Москве на Красной площади есть удивительной красоты храм Василия Блаженного, построенный в далёкие-далёкие времена. Сверху донизу этот храм украшен лепными узорами, а его башни – круглыми куполами и все они разные. А самая высокая башня увенчана золотым куполом.
Есть много красивых зданий, которые похожи друг на друга, а вот архитектура церквей не повторяется.
Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест. Для чего нужна колокольня, как вы думаете? ( На ней располагаются колокола). А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? (Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность).
Создавал храм архитектор. Он придумывал внешний вид здания, потом составлял чертежи, по которым здание строится. Архитектора можно назвать художником. Архитектура - это особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты. Архитектор должен соединять в своих проектах пользу, прочность, красоту. (воспитатель достает из конверта раскраски храмов, предлагает рассмотреть)
Сначала создавал рисунок, чертёж, макет церкви, а затем строители приступали к работе.
Воспитатель: Давайте посмотрим ещё в нашу посылку. Под номером 3 колокольчик. О чем может он нам поведать? Для чего они нужны церкви?
- Ребята, что это звучит? (слышен звон колоколов). Звон колокола приглашает нас заняться делом.
Физминутка.
Тук-тук молотком тут и там Дети иммитируют
Дети строят новый храм стук молотка.
Молоточком по гвоздикам застучали Повернулись вправо -
И гвоздики в доски быстро забивали влево
Строят крышу и крыльцо – Руки вверх - вниз
Получилось хорошо.
Практический этап. Воспитатель предлагает заглянуть в посылку, чтобы найти следующую подсказку. Достаёт сверток (заготовка для выполнения коллективной работы – аппликации церкви), рассматривают, выясняют, что это цветной проект здания церкви. Нужно воссоздать эскиз церкви.
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, какие нам понадобятся детали, какой формы и какого цвета.
Дети выбирают заготовки, называют их, затем наклеивают на обозначенные места.
- Как вы думаете, кто справится со строительством, а кто будет украшать территорию вокруг церкви? Мальчики будут строить, возводить стены и крышу с куполами, а девочки украсят красивыми цветами, посадят деревья.
Оценочно-рефлексивный этап
Воспитатель предлагает игру «Вопросы почемучки»
Как называется наша Родина?
Назови село, где мы живем.
Какое место в селе вам нравиться и почему?
Кто придумывает, планирует здания?
Кто занимается строительством зданий?
У какого здания есть колокольня?
Что означает звон колоколов?
-Какое задание было в посылке?
-За правильные и интересные ответы вы получаете маленькие сувениры- колокольчики. На них нарисуйте своё настроение – улыбку весёлую или грустую.
(Дети рисуют свое настроение на обратной стороне колокольчика и показывают воспитателю).
-Ребята, а почему у вас хорошее настроение? (ответы детей)
- Дети, как вы думаете, от кого же была эта посылка? Её нам прислал главный архитектор нашего Белгородского края. Он узнал о разрушившемся здании церкви, и ему была нужна наша помощь. Наш эскиз мы оправим ему обратно.
Библиографический список
1.Л.П. Гладких. Основы православной культуры: науч.-метод. пособие для педагогов детских садов/ Л.П.Гладких, архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М. Меньшиков; Курск. гос. ун-т – Курск, 2008.-с.324
2. В.И. Давыдов. Храмы Белгородчины: - Белгород, Издательский дом «В.Шаповалов», 1999г., с.208
3.В.А.Степанов. Наша Родина – Россия. Стихи. - Смоленск: Русич, 2008. – 48с.:ил. (Учись, малыш!)
2018