Актуальные вопросы начального общего образования

Уразалиева Р.И. Функциональное чтение

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Четверть россиян не владеет функциональным чтением, заявила на встрече с педагогами министр просвещения Ольга Васильева. По её словам, на данный момент навыком не владеют от 22 до 25% населения страны, а его потеря начинается в раннем возрасте

Что такое функциональное чтение

Это чтение, цель которого — нахождение информации для решения конкретной задачи.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
·           поиск информации;
·           понимание прочитанного;
·           работу с полученной информацией (интерпретация, оценка);
·           применение информации для решения своей задачи.
Человек, который владеет функциональным чтением, способен обозначить тему и основную мысль письменного текста, отобрать из него необходимую информацию, сделать вывод, отличить точку зрения автора от факта, понимает выражения, использованные в переносном смысле.

Как научиться функциональному чтению

В школе нет специальных упражнений, направленных на развитие навыков функционального чтения. Дети, как правило, сами или с помощью родителей пишут доклады и готовят презентации — учатся искать информацию в разных источниках, читают книги — тренируются понимать прочитанное. В итоге не у всех эти умения развиваются одинаково.
Предлагаю несколько советов для отработки навыков функционального чтения:
1.Прочитали главу в книге, остановитесь и сформулируйте основную мысль текста в паре предложений. Это поможет лучше понимать, запоминать и применять полученную информацию.
2.Детей советую сначала научить чтению в нормальном темпе.
3. Просите пересказать прочитанное подробно, а потом выделить основные мысли из текста.
4. С 7 лет желательно начинать осваивать быстрое чтение.
5. С 9 лет имеет смысл подтягивать и навыки функционального чтения.
Василий Александрович Сухомлинский когда- то сказал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир». Интересы нынешних наших маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерам. Поэтому воспитание интереса к чтению, формирование навыка чтения – является актуальной темой на уроках чтения.
Мне бы хотелось поделиться с вами своим (пусть и небольшим) опытом работы над художественным произведением. Я формирую навыки функционального чтения. Это значит, что мой ученик овладеет отдельными читательскими умениями. Ориентировочными умениями, исполнительскими умениями. Практическими умениями. Чтобы посмотреть, как подвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного произведения, я выбрала наиболее оптимальный вариант – тесты.
Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тесту: докажи словами из текста, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий ее. Такой подход к тексту меняет мотивацию ребенка он читает уже не ради самого процесса, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею. Содержание заданий теста способствует формированию умения оценить поступки героев, сделать выводы и задуматься над своими поступками и поведением. Задания позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения, их воображение и речь, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.
Сегодня недостаточно читать бегло и техника чтения не показатель читательской компетенции.
Министр Образования России Ольга Юрьевна Васильева считает, что итоговая аттестация школьников по всем предметам страдает из — за неумения внимательно читать, выделять главное, вступать в диалог с текстом Функциональное чтение учит прежде всего понимать, что и зачем мы читаем и где это можно применить.
В методике начальной школы давно существует термин «Смысловое чтение» — учить думать над прочитанным, высказывать своё мнение, понимать авторскую позицию и выстраивать диалог с человеком, написавшим текст. Не раз мы сталкиваемся с проблемой: техника чтения у ученика начальной школы отличная, читает он бегло и уверенно. Но не может ответить на поставленный вопрос к прочитанному, затрудняется пересказать прочитанное, тем более определить главную мысль отрывка.
Вывод: Функциональное чтение, по моему мнению, очень актуально в современной начальной школе. Оно научит не только внимательному, выразительному, осознанному чтению, им наши читатели будут пользоваться всю жизнь. Нужно правильно использовать методы современного чтения, систематически работать над этим, контролировать и корректировать результаты учащихся, которые, непременно, будут меняться в лучшую сторону.

Библиографический список

1.       Гросс И. С. Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС // Школьная педагогика. — 2018. — №3. — С. 15-17. — [Электронный ресурс]
2.       Манашева А. Формирование навыков выразительного чтения в начальных классах // — Краснодар: Новация, 2016. — С. 163-165. — [Электронный ресурс]
2019