Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf
В настоящее время школа быстро меняется, стараясь попасть в ногу со временем. Раньше считалось, что школа обязана дать детям как можно больше предметных знаний и навыков по отдельным дисциплинам, но сегодня основным направлением стало - это формирование умения учиться. Ребенок, окончивший начальные классы должен уметь самостоятельно добывать и применять знания, рассматривать учебный процесс как возможность самосовершенствования.
Особенностью современного мира является то, что скорость его изменения все более быстра. Объём информации в мире удваивается каждые десять лет. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в изменении, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения обучаться, сегодня становятся всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Цель школы сформировать у обучающихся универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия дает ученикам возможность обучаться, наделяют их способностью к самостоятельному развитию и совершенствованию. Чтобы достичь этой задачи, ученикам необходимо иметь сознательность, активность в усвоение общественного опыта. В данном случае знания, умения и навыки (ЗУН) мы рассматриваем как производные от собственных видов целенаправленных действий, т.е. они сформировываются, используются и сохраняются в тесноватой связи с активными действиями самих обучающихся [3].
Личность в системе образования развивается, сначала, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Они выступают как инвариантная основа образовательного и воспитательного процессов. УУД позволяет учащимся самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентность, сюда же входит организация усвоения, другими словами умения обучаться [1].
Системно - деятельностный подход, находящийся в основе Стандарта, подразумевает гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [4].
Учителям предстоит перестроить мыслительную деятельность школьников, опираясь на новые задачи, которые ставит современное образование. Каждый учитель должен реализовать новый стандарт, выходить за рамки своего предмета, задумываться о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности [5]
Для того, чтобы достичь цель, которую перед нами ставит Стандарт, необходимо сформировывать у младших школьников универсальные учебные действия.
Понятие «универсальные учебные действия» рассматривают множество учёных. Выделяют узкое и широкое их значения. В широком значении этот термин значит, умение обучаться, под которым понимается способность субъекта самостоятельно развиваться и совершенствоваться методом сознательного освоения нового общественного опыта. В основе формирования умения учиться выступают универсальные учебные действия, в связи с тем, что они дают возможность более широко ориентироваться в разных областях знаний и выстраивать саму учебную деятельность [7].
Универсальные учебные действия (УУД) – это такие действия учащегося в процессе обучения, которые распространяются на все учебные предметы. УУД формируются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между учителем и учеником [7].
На сегодняшний день над проблемой формирования универсальных учебных действий работают такие ученые как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, О.А. Карабанова, Л. Г. Петерсон.
Методические и теоретические аспекты формирования универсальных
учебных действий младших школьников, рассматриваются в работах: Л.П. Перфильевой, Е.Ю. Никитиной, О.Г. Мишановой, О.А. Карабановой, А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др.
Проблему формирования логических универсальных учебных действий младших школьников, которую можно решить через игровую деятельность, с помощью игры ребенок лучше усваивает материал, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, так как этот период является наиболее благоприятным для развития, потому что именно в нем ребенок более эмоционален, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.
Младший школьный возраст является периодом, когда развивается память, мышление и воображение, также развивается учебно- познавательная образованность, всё это совершается в учебной деятельности, которая стает основным видом деятельности в данном этапе развития ребенка. Собственно учебная деятельность дает возможность решить важные задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно такие как, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, развитие мотивов учения, а кроме того формирование эффективных методов и умений учебной работы, «умения учиться» [6].
Использование игр в учебном процессе помогает ребенку сдать более активным, даёт возможность развивать познание, наблюдательность, вызывает интерес, развивает память и мышление, поддерживает познавательность к тому, что изучается на уроках, помогает развивать креативность, снимает усталость у школьников, так как игра делает учебный процесс занимательным.
С помощью дидактических игр можно развивать логические УУД на уроках окружающего мира.
Дидактическая игра – это специально организованная общая работа учителя и учащихся в таких ситуациях, которые направляют на создание и усвоение опыта в образовательной сфере, в котором складывается и совершается самостоятельное управление поведением ребенка и формируется индивидуальный опыт ученика по решению познавательных и личностных проблем [2].
Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами, которые созданы специально педагогами для целей обучения и воспитания детей. Они ориентированы на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее воздействие игровой деятельности.
Есть много различных типов игр, которые мы можем использовать в работе с детьми младшего школьного возраста, из них особое внимание необходимо уделить интеллекту и познавательности детей. Развитие познавательных УУД принадлежит дидактическим играм.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Показатель их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успех в последующем обучении, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он будет применят на практике[7].
К логическим универсальным действиям относят умения сравнивать, анализировать, классифицировать, выводить соответствия, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и их обосновывать, выстраивать логическую цепочку рассуждения [7].
Младший школьный возраст является периодом, когда развивается память, мышление и воображение, также развивается учебно - познавательная образованность, всё это совершается в учебной деятельности, которая стает основным видом деятельности в данном этапе развития ребенка. Собственно учебная деятельность дает возможность решить важные задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно такие как, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, развитие мотивов учения, а кроме того формирование эффективных методов и умений учебной работы, «умения учиться».
Игра эффективно повышает показатель уровня сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников. Для этого нужно подобрать подходящие к теме урока дидактических игр и разумно их провести; содержание игр должно быть понятным, а их проведение поэтапным; направление игр должно быть на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся.
Библиографический список
1. Андреева, Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. - Пермь, 2010. - 21 c.2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст] / Н.Б. Аникеева. - М., 2011. - 387 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982г.
4. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
5. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
6. Кузьменкова, О.В. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О.В. Кузьменковой [Текст] / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2010. - 288 с.
7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] / М.: Просвещение, 2011. - 31 с.