Библиографическое описание:
Хапсаева М.А., Дмитриева Т.Ю. Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей 5-7 лет с культурой танца // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие имеет художественную направленность.
Актуальность. Ритмика практиковалась древними греками, как искусство синтетическое, соединяющее геометрию, риторику, философию, пластику, математику, музыку. Ритмика входила важнейшей составляющей в педагогическую систему воспитания прекрасного человека. В древней Элладе ритмику считали значительной потому, что она давала уникальную способность соединять, постепенно воссоздавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами.
Несмотря на длительную историю развития ритмики, сохраняют свою актуальность вопросы, связанные с развитием и совершенствованием методики музыкально-ритмического развития. В ритмике начинают широко использоваться инновационные приёмы и методы обучения: координационно-подвижные игры, пальчиковые упражнения, элементарное музицирование, пластико-ритмо-речевой театр, ритмо-речевые фонематические упражнения, импровизация.
Адресат: пособие предназначено для работы с детьми с 5–7 лет (старшая и подготовительная группа детского сада).
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: 12 часов, 6 дней.
Цель: развитие творческих способностей, танцевальной культуры и эстетического восприятия обучающихся средствами хореографии.
Задачи:
Обучающая
1) Познакомить с различными видами танцев;
2) Сформировать начальные музыкально- ритмические движения, характерные для танцев;
3) Дать представления о понятиях 3 поскок, приставной и хороводный шаг, скольжение и прочее.
Развивающие
1) Развивать творческое мышление, внимание, память;
2) Развивать моторику, чувство ритма, ориентацию в пространстве;
3) Проявлять индивидуальность в художественно- эстетическом творчестве.
Воспитательные
1) Развивать коммуникативные навыки;
2) Воспитывать внимание.
Планируемый результат обучения:
Предметные
1) Обучающиеся познакомятся с некоторыми видами танцев, видами их создания, получат начальные представления о некоторых танцевальных движениях (скольжение, вальсирование, шаг мазурки и прочее);
2) Расширят умение ориентироваться в пространстве, приобретут начальные навыки танцевальных движений, характерных для различных танцев.
Личностные
1) Обучающиеся будут развивать способность уважать результат своего успеха и успех других детей;
2) Обучающиеся будут учиться проявлять ответственность, самостоятельность. Проявлять организованность и соблюдать культуру общения, проявлять умение продуктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
Метапредметные: В рамках освоения программы у обучающихся будет формироваться умение слушать, действовать и вступать в диалог, развивать воображение, память, внимание, способность к творчеству и сотрудничеству в процессе обучения.
Организационно-педагогические условия для использования учебно-методического пособия.
Язык реализации: образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Условия реализации пособия: продолжительность обучения 3 недели, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 12 часов. Занятие длится 1 час 10 минут и включает в себя 10 минутный перерыв. Программа краткосрочная, реализуется по персонифицированному финансовому сертификату дополнительного образования.
Условия набора и формирования групп: на обучение по программе принимаются все желающие дошкольники 5-7 лет, имеющие интерес к творческой деятельности, техническому проектированию и конструированию. Наличие специальной подготовки или каких-либо навыков не требуется.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Форма организации занятий: групповая, всем составом объединения.
Формы проведения занятий: групповое занятие.
Формы организации деятельности: теоретический материал (физические понятия, явления, определения и др.) носит ознакомительный характер и преподносится учащимся в доступной форме для дошкольного возраста.
Для проведения учебного процесса необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
1. Музыкальный зал;
2. Мультимедийный проигрыватель;
3. Коврики, ленты, мячи, обручи.
Учебный план
Таблица 1. Учебный план
Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей 5-7 лет с культурой танца
Задачи:
Обучающая
1) Познакомить с различными видами танцев;
2) Сформировать начальные музыкально-ритмические движения, характерные для танцев;
3) Дать представления о понятиях 3 поскок, приставной и хороводный шаг, скольжение и прочее.
Развивающие
1) Развивать творческое мышление, внимание, память;
2) Развивать моторику, чувство ритма, ориентацию в пространстве;
3) Проявлять индивидуальность в художественно- эстетическом творчестве.
Воспитательные
1) Развивать коммуникативные навыки;
2) Воспитывать внимание.
Планируемый результат обучения:
Предметные
1) Обучающиеся познакомятся с некоторыми видами танцев, видами их создания, получат начальные представления о некоторых танцевальных движениях (скольжение, вальсирование, шаг мазурки и прочее);
2) Расширят умение ориентироваться в пространстве, приобретут начальные навыки танцевальных движений, характерных для различных танцев.
Личностные
1) Обучающиеся будут развивать способность уважать результат своего успеха и успех других детей;
2) Обучающиеся будут учиться проявлять ответственность, самостоятельность. Проявлять организованность и соблюдать культуру общения, проявлять умение продуктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные: с помощью учебно-методического пособия у обучающихся будет формироваться умение слушать, действовать и вступать в диалог, развивать воображение, память, внимание, способность к творчеству и сотрудничеству в процессе обучения.
Содержание обучения
Тема 1. Знакомство с учащимися. Правила поведения в музыкальном зале. Инструктаж по охране здоровья. Танцевальная лексика
Теория. Знакомство с учащимися. Правила поведения в музыкальном зале. Инструктаж по охране здоровья. Введение понятий: декорация, бутафория, реквизит. Изучение исторических танцев XIX и XX веков.
Практика. Знакомство с основными стилями и движениями танцев. Организация игровых ситуаций с использованием танцевальных элементов.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение, опрос. Анализ работ.
Тема 2. Бальный танец
Теория. Путешествие во времени и пространстве через танцы (историческая составляющая балета). Изучение различных движений, поз и жестов бального танца.
Практика. Работа над позой и движением рук и корпуса. Практика различных движений, поз и жестов бального танца. Развитие грациозности и изящности в танцевальных движениях.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ работ.
Тема 3. Современные ритмы
Теория. Знакомство с различными стилями современной музыки и танца
Практика. Работа с ускорением и замедлением темпа движений. Развитие раскрепощенности и свободы выражения через движения. Игра «Прыгаем, танцуем, поём - весело живём!».
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ работ.
Тема 4. Творческая деятельность
Теория. Содействие творческому сотрудничеству в группе.
Практика. Использование собственных эмоций и настроения в деятельности. Развитие творческих навыков через создание собственных танцевальных композиций.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ работ.
Тема 5. Игры – путешествия
Теория. Игровые ситуации, связанные с путешествиями. Использование танцевальной лексики в игровых сюжетах.
Практика. Развитие воображения и коммуникационных навыков через игры.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ работ.
Тема 6. Подведение итогов
Практика. Подведение итогов. Взаимооценивание. Отчетное выступление.
Форма контроля. Взаимооценивание работ. Обсуждение. Выставка творческих работ.
Календарно-тематическое планирование при использовании учебно-методического пособия
Таблица 2. Календарно-тематическое планирование
Методические и оценочные материалы
Методическое и материально-техническое обеспечение для использования учебно-методического пособия
Формы занятий, применяемых при реализации ДОП: инструктаж, беседа, обсуждение, демонстрация, практическое занятие, индивидуально-групповая форма.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-демонстрационный, репродуктивный, работа по образцу, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, самоконтроль, взаимоконтроль.
Техническое оснащение: Музыкальный зал, мультимедийный проигрыватель, коврики, ленты, мячи, обручи.
Использованные источники
1. Каюмов И.Ф. Психологические истоки музыки // Academy, 62:11 (2020). C. 56-58.
2. Михалдыка Е. В. Музыкальное воспитание современных дошкольников (на примере реализации проекта «Музыкальные образы балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского). Ребенок и общество, 2022
3. Норова Ш.У. Повышение профессиональной компетентности путем подготовки молодежи к хоровой деятельности // Наука, техника и образование. 74:10 (2020). С. 114-117.
4. Рефлексия в обучении [Электронный ресурс] URL: http://hrm.ru/db/hrm/C282F6446BA5C934C32578E5004E9AF3/print.html.
5. Стрельцова Е. Рефлексия. Познай самого себя. [Электронный ресурс] Психологи на b17.ru URL: http://www.b17.ru/article/17099/.
6. Танец и рефлексия Воркшоп Дины Хусейн. Движение мысли – движение тела. [Электронный ресурс] TimePad URL: https://schooltsekh.timepad.ru/event/ 264203/.
7. Хореография в детском саду [Электронный ресурс] Детский сад комбинированного вида №4 URL: http://detsad4kursk.ru/?page_id=1517.
Хапсаева М.А., Дмитриева Т.Ю. Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей 5-7 лет с культурой танца // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие имеет художественную направленность.
Актуальность. Ритмика практиковалась древними греками, как искусство синтетическое, соединяющее геометрию, риторику, философию, пластику, математику, музыку. Ритмика входила важнейшей составляющей в педагогическую систему воспитания прекрасного человека. В древней Элладе ритмику считали значительной потому, что она давала уникальную способность соединять, постепенно воссоздавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами.
Несмотря на длительную историю развития ритмики, сохраняют свою актуальность вопросы, связанные с развитием и совершенствованием методики музыкально-ритмического развития. В ритмике начинают широко использоваться инновационные приёмы и методы обучения: координационно-подвижные игры, пальчиковые упражнения, элементарное музицирование, пластико-ритмо-речевой театр, ритмо-речевые фонематические упражнения, импровизация.
Адресат: пособие предназначено для работы с детьми с 5–7 лет (старшая и подготовительная группа детского сада).
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: 12 часов, 6 дней.
Цель: развитие творческих способностей, танцевальной культуры и эстетического восприятия обучающихся средствами хореографии.
Задачи:
Обучающая
1) Познакомить с различными видами танцев;
2) Сформировать начальные музыкально- ритмические движения, характерные для танцев;
3) Дать представления о понятиях 3 поскок, приставной и хороводный шаг, скольжение и прочее.
Развивающие
1) Развивать творческое мышление, внимание, память;
2) Развивать моторику, чувство ритма, ориентацию в пространстве;
3) Проявлять индивидуальность в художественно- эстетическом творчестве.
Воспитательные
1) Развивать коммуникативные навыки;
2) Воспитывать внимание.
Планируемый результат обучения:
Предметные
1) Обучающиеся познакомятся с некоторыми видами танцев, видами их создания, получат начальные представления о некоторых танцевальных движениях (скольжение, вальсирование, шаг мазурки и прочее);
2) Расширят умение ориентироваться в пространстве, приобретут начальные навыки танцевальных движений, характерных для различных танцев.
Личностные
1) Обучающиеся будут развивать способность уважать результат своего успеха и успех других детей;
2) Обучающиеся будут учиться проявлять ответственность, самостоятельность. Проявлять организованность и соблюдать культуру общения, проявлять умение продуктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
Метапредметные: В рамках освоения программы у обучающихся будет формироваться умение слушать, действовать и вступать в диалог, развивать воображение, память, внимание, способность к творчеству и сотрудничеству в процессе обучения.
Организационно-педагогические условия для использования учебно-методического пособия.
Язык реализации: образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Условия реализации пособия: продолжительность обучения 3 недели, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 12 часов. Занятие длится 1 час 10 минут и включает в себя 10 минутный перерыв. Программа краткосрочная, реализуется по персонифицированному финансовому сертификату дополнительного образования.
Условия набора и формирования групп: на обучение по программе принимаются все желающие дошкольники 5-7 лет, имеющие интерес к творческой деятельности, техническому проектированию и конструированию. Наличие специальной подготовки или каких-либо навыков не требуется.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Форма организации занятий: групповая, всем составом объединения.
Формы проведения занятий: групповое занятие.
Формы организации деятельности: теоретический материал (физические понятия, явления, определения и др.) носит ознакомительный характер и преподносится учащимся в доступной форме для дошкольного возраста.
Для проведения учебного процесса необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
1. Музыкальный зал;
2. Мультимедийный проигрыватель;
3. Коврики, ленты, мячи, обручи.
Учебный план
Таблица 1. Учебный план
Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей 5-7 лет с культурой танца
Задачи:
Обучающая
1) Познакомить с различными видами танцев;
2) Сформировать начальные музыкально-ритмические движения, характерные для танцев;
3) Дать представления о понятиях 3 поскок, приставной и хороводный шаг, скольжение и прочее.
Развивающие
1) Развивать творческое мышление, внимание, память;
2) Развивать моторику, чувство ритма, ориентацию в пространстве;
3) Проявлять индивидуальность в художественно- эстетическом творчестве.
Воспитательные
1) Развивать коммуникативные навыки;
2) Воспитывать внимание.
Планируемый результат обучения:
Предметные
1) Обучающиеся познакомятся с некоторыми видами танцев, видами их создания, получат начальные представления о некоторых танцевальных движениях (скольжение, вальсирование, шаг мазурки и прочее);
2) Расширят умение ориентироваться в пространстве, приобретут начальные навыки танцевальных движений, характерных для различных танцев.
Личностные
1) Обучающиеся будут развивать способность уважать результат своего успеха и успех других детей;
2) Обучающиеся будут учиться проявлять ответственность, самостоятельность. Проявлять организованность и соблюдать культуру общения, проявлять умение продуктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные: с помощью учебно-методического пособия у обучающихся будет формироваться умение слушать, действовать и вступать в диалог, развивать воображение, память, внимание, способность к творчеству и сотрудничеству в процессе обучения.
Содержание обучения
Тема 1. Знакомство с учащимися. Правила поведения в музыкальном зале. Инструктаж по охране здоровья. Танцевальная лексика
Теория. Знакомство с учащимися. Правила поведения в музыкальном зале. Инструктаж по охране здоровья. Введение понятий: декорация, бутафория, реквизит. Изучение исторических танцев XIX и XX веков.
Практика. Знакомство с основными стилями и движениями танцев. Организация игровых ситуаций с использованием танцевальных элементов.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение, опрос. Анализ работ.
Тема 2. Бальный танец
Теория. Путешествие во времени и пространстве через танцы (историческая составляющая балета). Изучение различных движений, поз и жестов бального танца.
Практика. Работа над позой и движением рук и корпуса. Практика различных движений, поз и жестов бального танца. Развитие грациозности и изящности в танцевальных движениях.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ работ.
Тема 3. Современные ритмы
Теория. Знакомство с различными стилями современной музыки и танца
Практика. Работа с ускорением и замедлением темпа движений. Развитие раскрепощенности и свободы выражения через движения. Игра «Прыгаем, танцуем, поём - весело живём!».
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ работ.
Тема 4. Творческая деятельность
Теория. Содействие творческому сотрудничеству в группе.
Практика. Использование собственных эмоций и настроения в деятельности. Развитие творческих навыков через создание собственных танцевальных композиций.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ работ.
Тема 5. Игры – путешествия
Теория. Игровые ситуации, связанные с путешествиями. Использование танцевальной лексики в игровых сюжетах.
Практика. Развитие воображения и коммуникационных навыков через игры.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ работ.
Тема 6. Подведение итогов
Практика. Подведение итогов. Взаимооценивание. Отчетное выступление.
Форма контроля. Взаимооценивание работ. Обсуждение. Выставка творческих работ.
Календарно-тематическое планирование при использовании учебно-методического пособия
Таблица 2. Календарно-тематическое планирование
Методические и оценочные материалы
Методическое и материально-техническое обеспечение для использования учебно-методического пособия
Формы занятий, применяемых при реализации ДОП: инструктаж, беседа, обсуждение, демонстрация, практическое занятие, индивидуально-групповая форма.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-демонстрационный, репродуктивный, работа по образцу, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, самоконтроль, взаимоконтроль.
Техническое оснащение: Музыкальный зал, мультимедийный проигрыватель, коврики, ленты, мячи, обручи.
Использованные источники
1. Каюмов И.Ф. Психологические истоки музыки // Academy, 62:11 (2020). C. 56-58.
2. Михалдыка Е. В. Музыкальное воспитание современных дошкольников (на примере реализации проекта «Музыкальные образы балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского). Ребенок и общество, 2022
3. Норова Ш.У. Повышение профессиональной компетентности путем подготовки молодежи к хоровой деятельности // Наука, техника и образование. 74:10 (2020). С. 114-117.
4. Рефлексия в обучении [Электронный ресурс] URL: http://hrm.ru/db/hrm/C282F6446BA5C934C32578E5004E9AF3/print.html.
5. Стрельцова Е. Рефлексия. Познай самого себя. [Электронный ресурс] Психологи на b17.ru URL: http://www.b17.ru/article/17099/.
6. Танец и рефлексия Воркшоп Дины Хусейн. Движение мысли – движение тела. [Электронный ресурс] TimePad URL: https://schooltsekh.timepad.ru/event/ 264203/.
7. Хореография в детском саду [Электронный ресурс] Детский сад комбинированного вида №4 URL: http://detsad4kursk.ru/?page_id=1517.