НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Салькова И. В. Инфографика как образовательная технология визуализации информации

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


В связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в педагогический процесс с детьми дошкольного возраста появилось множество средств подачи, визуализации образовательной информации. Одним из таких средств является инфографика..
Инфографика – это графический способ подачи информации в виде визуальных образов.
История визуализации информации начинается задолго до появления письменности, а именно с 40-20 тысячелетий до н. э. Появление первого отражения людьми своей жизни с помощью графики можно считать зарождение инфографики как способа визуализации информации. Так человек, HomoSapiens, впервые начал передавать своим потомкам знания об укладе жизни народа и способах охоты.
Еще одним примером инфографики из древней истории являются египетские иероглифы, которые существовали с 4-3 тысячелетия до н. э. до 4 в. н. э. По сути, иероглифы — это пиктограммы, так как каждый иероглиф означает не одну букву, а слово или словосочетание. Такая первичная, примитивная форма инфографики помогала сохранить важную информацию для потомков, способствуя, таким образом, развитию исторической памяти.
Основу течения современной инфографики положил Доктор Фриц Кан, который жил в Берлине и писал книги об устройстве мироздания, в которых было множество иллюстраций и схем, где автор с помощью метафор объясняет строение и функции человеческого тела. Основателем современной инфографики считают Эдварда Тафти, создавшего новую концепцию развития инфографики.
Инфографику сегодня активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики демографических данных и заканчивая журналистикой и образованием.
В дошкольном образовании инфографика позволяет быстро и чётко преподнести сложную информацию, делает ее более наглядной и доступной для восприятия, ускоряет процесс усвоения материала у дошкольников, а так же увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Применяя графическую аналогию, можно научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Основная цель инфографики – совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде.
 Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять, почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как инфографика, выделяется среди других средств обучения. То есть инфографика, способствует лучшему запоминанию информации, а так же расширяет арсенал средств педагога, помогая «достраивать», те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. С помощью этой технологии можно организовать интересную образовательную деятельность, повысить интерес детей к выполнению учебных заданий.
Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Она позволяет формировать у детей целостное представление о предметах, явлениях. С ее помощью можно продемонстрировать соотношение частей или различных предметов, показать причинно-следственные связи.
Использование инфографики позволяет детям развивать и автоматизировать умения выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке, планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в творческую событийность.
По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды:
● статичная — чаще всего одиночный слайд/изображение без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики Плакат-инфографика
● динамичная — инфографика с анимированными элементами (основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации, в котором присутствуют визуальные образы данных, иллюстрации и динамичный текст);
● интерактивная инфографика — вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большой объем информации в одном интерфейсе.
Для создания инфографики используются различные компьютерные программы (работа офлайн) и сервисов (работа онлайн), но самые простые в использовании: Microsoft Word, Mirosoft Publisher, Microsoft Power Point, Photoshop.
Этапы создания инфографики:
1. Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории.
Чтобы создать яркую и запоминающуюся инфографику, прежде всего, нужно определиться с идеей, выбрать тему. На этом этапе важно понимать, что мы хотим донести до своей аудитории, будь то взрослые или дети.
2.Следующий этап - сбор информации. Она может быть представлена в виде текста, картинок, таблиц и т.д. Материал, на базе которого будут построены элементы инфографики, должен быть максимально простым, количество - текста минимальным. Затем нужно обработать информацию и оставить самое важное.
3.Аналитика и обработка информации. Далее выбираем тип инфографики, необходимо решить в каком формате мы будем представлять информацию. Это может быть презентация, плакат, видеоролик и др.
4. Верстка. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. На данном этапе создается законченная информационная композиция.
Разрабатывая структуру инфографики нужно помнить, что она должна быть доступной и простой для восприятия. Лучше разделить информацию на две понятные картинки, чем сделать одну непонятную. Цвет и композиция в инфографике не менее важны.
Где же можно использовать инфографику?
1. В работе с детьми. Инфографика делает любую информацию интересной и доступной для детей.
2. Для представления личного педагогического опыта. Понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Это способ делиться опытом и результатами исследований.
3. В работе с родителями. Информационные стенды станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой. Ведь наша задача донести до родителей определенную информацию в простой, доступной форме. Яркие картинки, заменяющие текст, облегчают восприятие и усвоение информации
Таким образом, инфографика – это современная технология, позволяющая хорошо усваивать учебную информацию. Применение данной технологии дает возможность организовать интересную совместную работу с дошкольниками.

Библиографический список

1.Дондокова И.Б. Инфографика в коррекционно-логопедической работе // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 176-178. – ISBN 978-5-6040859-8-1.
2. Ожигин, Д. Виды инфографики [Электронный ресурс]: в т.ч. периодические таблицы / Д. Ожигин. – Режим доступа: http://infoanalyze.blogspot.ru/2011/06/blog-post.html; http://infoanalyze.blogspot.ru/2012/01/blog-post_30.html.
3.Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности. Выпуск 2: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Ю. А. Демичева; Камч. ИРО. — Петропавловск-Камчатский: Камч. ИРО, 2017. —100 с.
2021