НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сейранова Н. А., Харламова Е. А. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по русским народным сказкам»

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Цель: Закрепление знаний детей о разновидностях народных сказках.
Задачи:
1. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
2.Развивать речевую активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
3. Воспитывать интерес к сказкам.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный день! Наконец-то пришла весна! А кто помнит, чем мы занимались в длинные холодные зимние дни?(ответы детей)
Воспитатель: Ну конечно - мы играли, танцевали, пели, а ещё, если вы помните, мы с вами читали сказки. Скажите, какие виды сказок вы знаете ребята?
Воспитатель: Правильно ребята, сказки бывают, народные и авторские.
Воспитатель: Скажите, ребята, а для чего нужны сказки, для чего люди их придумывают? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, сказки сочиняются для того, чтобы можно было их рассказывать своим детям,учить их различать добро и зло. Сказка это кладезь мудрости, потому что все мы знаем, что в сказках добро всегда побеждает зло.Если мы совершаем какие-нибудь ошибки или нехорошие поступки, или имеем какие-то желания, то только с помощью доброты и любви мы можем сделать жизнь счастливой. А вот что произойдёт, если не будет сказок? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, жизнь наша станет серой, мы не сможем рассказывать своим детям внукам про какие-то жизненные ситуации, не сможем предупредить ошибки, которые могут они совершить, не сможем показать путь добра и света, по которому нужно идти, преодолевая трудности. И при этом всегда оставаться добрым и смелым.
Воспитатель: Мы с вами живём в великом государстве - России и нужно сказать, что русский народ придумал множество чудесных сказок! Какие сказки вы знаете?
Воспитатель: Я сейчас предлагаю вам устроить небольшую викторину, я вам буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать как называется сказка и каких сказочные герои спрятались в этих загадках.Посмотрим как хорошо вы знаете сказки!(Проводится викторина загадок по сказкам) см. Приложение.
Воспитатель: А скажите, вы обратили внимание, что во многих сказках с нами разговаривают птицы и животные? Они учат нас хорошим поступкам, они живут своей жизнью, имеют свои дома. Умеют разговаривать, переживают. В сказках часто встречаются необычные герои. Например, сказка о Руслане и Людмиле "Огонь, вода и медные трубы", с Царевичем разговаривали Месяц, Ветер, Луна? То есть природные явления.
Воспитатель: А ещё в сказках случаются такие волшебные моменты, когда кого-то можно умертвить или оживить, или непослушного мальчишку превратить в зверя или птицу, чудовище. Как, например, в сказке "Аленький цветочек"! Какие сказки вы ещё знаете, в которых случались такие чудеса? (слушаем ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вот скажите мне, как вы думаете можно ли русскую сказку сравнить с воспитателем? (ответы детей)
Воспитатель: А почему?
Воспитатель: Умники и умницы! Вот хочу предложить вам вспомнить сказки и сюжеты из сказки, например "Про Алёнушку и братца Иванушку ", что произошло в этой сказке? чему нас учит эта сказка?
Воспитатель: Конечно же, это сказка говорит о том, что всегда нужно прислушиваться к совету старших и не делать необдуманных поступков. Или вот сказка про" Хаврошечку ", чему она учит? (ответы детей)
Воспитатель: Да, к сожалению, с самых древних веков жизнь на Руси была трудная. Люди всегда трудились, рано утром вставали, выходили в поле.Пахали, сажали зерно, терпели нужду, обиды. Были богатые люди, которые эксплуатировали труд крестьян. Но люди всегда оставались людьми, они творили добро и не падали духом. Вот совсем недавно мы с вами смотрели сказку" Царевна-лягушка". Иван-царевич несколько дней шёл по земле и голодал, и ноги истер,и кушать ему очень хотелось, но при этом он всех,кого встретил на своём пути, никого не обидел и не убил! Ни зайца, ни медведя, ни сокола, не щуку. А за то, что он был такой добрый, он получил награду. Все эти звери ему помогли достать смерть Кощея и высвободить прекрасную царевну.
Воспитатель: Дорогие ребята, Когда мы читаем сказки, мы взрослые, хотим научить вас всему самому хорошему. Но нужно видеть самое главное, у каждой сказки есть свой смысл, и есть пример, который наводит людей на хорошие поступки. Сказка учит добру.
Воспитатель: Вот посмотрите на картинку, которую я вам сейчас покажу, что это за сказка?
Воспитатель: Конечно же, это самая детская сказка, которую мысль
Воспитатель: Герои этой сказки были все очень разные, но каждый житель старался жить мирно. Они вместе вели домашнее хозяйство, занимались домашними делами. Вот если бы люди с детства тоже научились жить мирно под одной крышей, тогда не было бы на земле войн. Никто бы не ссорился, все жили-были дружно! Поэтому любая сказка учит самое главное мудрости в жизни, добру и любви. Сказка учит нас быть добрыми в самом малом: к травинке, ручейку птице, к старику, и даже Кощею - бессмертному. И если мы будем творить добро, то оно умножится и вернется к нам во многие разы больше,
А сейчас я предлагаю вам поиграть, давайте мы будем с вами превращаться в разных сказочных героев и постараемся без слов, жестами передать образ героя. А мы будем отгадывать! (предлагаем детям изобразить Царевну-Несмеяну, Учёного кота, Царевну-лягушку.)
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами говорили о том, что нужно уважать стариков. Скажите, а какой сказочный персонаж вы знаете в преклонном возрасте? (ответы детей о Бабе-яге)
Воспитатель: Скажите, а Баба-яга вам нравится?
Воспитатель: а почему?
Воспитатель: А какая Баба-яга бывает в сказках? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно Баба Яга в сказках тоже бывает разной, она бывает и злая и вредная, и страшная, а вот кто помнит есть современная сказка "Последнего богатырь". Там Баба Яга была добрая или злая? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, там она была добрая. Она старалась всем помогать и даже Кощею бессмертному. А теперь, я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру давайте-ка мы с вами изобразим Бабу-ягу, у кого какая она получится. Мы с вами разделимся на две команды, одна команда будет нам изображать Бабу-ягу, а мы будем отгадывать какие же эмоции и чувства выражает это Баба-яга, добрая она или злая?! И давайте мы вспомним слова из нашей песенки "Бабка Ёжка выгляни в окошко."
Воспитатель: Как здорово вы играли ребята, скажите мне пожалуйста, вы знаете, как называют человека, который рассказывает сказки?
Воспитатель: Конечно же! Это сказочник. Детки, а вы могли бы стать сказочнниками. Давайте попробуем с вами придумать сказку!?
Воспитатель: Про кого мы с вами придумаем сказку? (дети придумывают сказку про мальчика, который помог воробушку с поломанным крылышком). Ой, какая замечательная сказка! Сказку мы с вами придумали, а теперь я предлагаю вам нарисовать карточки - схемы. Мы пойдём в младшую группу и узнаем, знают ли там детки сказки. Будем показывать им картинки, а они будут отгадывать. Дети садятся за стол и начинают работать над карточками загадками.
Приложение: загадки к викторине
1.Укатился он из дома
По дороге незнакомой...
Ты узнал его, дружок?
Это самый не послушный.
Говорливый, ты простодушный
И румяный....
2.Лечит всех зверей подряд
Лечит взрослых и ребят,
К вам спешит, когда болит,
Добрый доктор...
3.Полармт новое корыто
И новый дом, и слуг в придачу
Но если уж она сердита
С ней вместе уплывет удача!
Исчезнет все, и в море зыбком
Исчезнет золотая....
4.Фруктово-огоподная страна
В одной из книжек есть она
А в ней герой-мальчика овощной
Он храбрый, а справедливый, озорной!
5.Прямо в болото упала стрела!
В этом болоте царевна жила
Как звали царевну, а скажи как мне на ушко.
Я знаю, что ты помнишь....
2021