Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf
Современное профессиональное образование, основанное на компетентностном подходе, как одном из ведущих тенденций Федерального государственного образовательного стандарта ориентировано на выработку у студентов компетенций, а именно набора знаний, умений, а также практического опыта, которые позволяют выпускнику успешно реализовываться в профессиональной сфере деятельности. В связи с этим появляется необходимость в компетентностной направленности образовательного процесса, разработке технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностных требований.
Для продуктивной работы обучающихся необходимо проводить контроль их знаний, который является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Одной из проблем в теоретическом и практическом обучении является оценка уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, направленного на развитие системы подготовки рабочих кадров: «к 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…», а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.
Демонстрационный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации, позволяющая обучающемуся в условиях, приближенных к производственным, продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции.
Другими словами, демонстрационный экзамен представляет собой оценку результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте будущими специалистами.
Данный вид экзамена проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня сформированности профессиональных компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере или выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Что дает демонстрационный экзамен выпускникам?
Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:
- одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
- подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;
- одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
В 2017 и 2018 годах на базе ГАПОУ СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж» проводился демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс в рамках государственной итоговой аттестации по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
С какими трудностями столкнулась наша образовательная организация при проведении данного экзамена?
Профессиональное мастерство студентов при сдаче демонстрационного экзамена оценивают специалисты трудовой жизни и образования. Одним из основных требований к проведению демонстрационного экзамена является недопустимость оценки выполнений заданий экспертами, представляющими с экзаменуемым одну образовательную организацию.
Для этого необходимо привлекать преподавателей-экспертов из других образовательных учреждений, а также представителей работодателей.
Экзамен проходит в период итоговой аттестации, поэтому у нас остро встал вопрос с обеспеченностью явки экспертов на площадку, так как не каждая образовательная организация в этот период готова направить своего преподавателя в связи с его загруженностью.
Как мы выходили из данной ситуации? Нами был составлен график работы на площадке в три смены. Тяжело приходилось опять же экспертам на площадке: нужно было и оценивание провести студента, и вновь подготовить рабочее место для следующего студента.
Немалую роль при подготовке и проведении демонстрационного экзамена играет психологический настрой каждого студента: не каждый сможет продемонстрировать свои практические навыки под контролем постороннего человека. Поэтому в этом направлении также нужно работать со студентами.
Какие положительные стороны имеет демонстрационный экзамен? Демонстрационный экзамен повышает мотивацию обучающихся и работников, так как меняются подходы в организации обучения, осуществляется переход к самостоятельному обучению на рабочем месте при сопровождении квалифицированных преподавателей и ведущих специалистов предприятий.
При внедрении демонстрационного экзамена проведение теоретических и практических занятий будет осуществляться по новым формам и методикам, так как будут созданы условия максимального приближения к будущей профессиональной практике.
Студенты смогут выполнять роль инструкторов, которая в последующем им самим же и поможет при демонстрации своих знаний на практике при сдаче экзамена.
Демонстрационный экзамен выступает не только средством оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов, но и связующим звеном между образовательными организациями и работодателями. Сотрудничество с работодателями поможет образовательным организациям уточнить требования к результатам обучения, перечисленным в федеральных государственных образовательных стандартах, обновить образовательные программы для организации процесса обучения и производственной практики на базе организаций.
Мы видим, что с помощью демонстрационного экзамена можно оценить уровень сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов.
Ведь именно при проведении демонстрационного экзамена у студента появляется возможность показать свои практические знания, которые оценивают эксперты – представители работодателей. А при приеме на работу работодатель оценивает практические знания выпускника.
С помощью внедрения демонстрационного экзамена как педагогического средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций может быть достигнута договоренность, а тем самым исчерпано противоречие между профессиональным образованием и требованиями, предъявляемыми работодателями к современному выпускнику средне-профессиональной образовательной организации.
Библиографический список
1. Касаткина Н.Э.Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова. Кемерово: ГОУ ВПО "Кемеровский гос. ун-т", 2010. 203 с.2. Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов / Г.А. Ключарев //Социологические исследования. 2015. №11. С.49-56.
3. Кондрина И.В. Самосовершенствование профессионально важных качеств у студентов в процессе их психолого-педагогической подготовки: Дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2000. - 180 с.
4. Олейникова О.Н. Муравьева А.А.Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций. Методическое пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. Москва: АНО Центр ИРПО. 2011. 72 с.
5. Сборник рабочих материалов проекта 2012 года, Финско-Российский проект «ВАЛО: вклад в развитие современной системыквалификаций» 2011–2014.URL: http://valo.nwaip.ru/doc/materiayi/publikacii/sbornik.pdf
6. Станулевич О.Е. Профессиональные компетенции как показатель качества профессионального образования / О.Е. Станулевич // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 5-10.