НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Воронова Е. Ю. Возрастные особенности формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Речь – это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми.
Развитие речи в наше время является одним из составляющих компонентов самовыражения в обществе. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Речь дошкольника - одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний.
Сначала у ребёнка происходит процесс развития первоначальных речевых умений и навыков. Важно в этот период воспитывать у дошкольников потребность в общении не только с взрослыми, но со сверстниками, необходимо обращать и заострять внимание детей к речи окружающих, они должны запоминать слова, затем, чтобы потом свободно воспроизводить звуки по подражанию.
Далее нужно произвести накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Если у детей расширяется запас слов, то происходит и усвоение звуков речи. Количественный рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, но и за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.
Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом. Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.
Формирование правильной речи и развитие звуковой культуры речи ребенка ведется по следующим направлениям:
• Воспитание правильного звукопроизношения;
• Формирование четкости и ясности произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка;
• Выработка умеренного речевого темпа и правильного дыхания при произношении;
• Воспитание интонационно корректного произношения звуков и слов;
• Развитие слухового внимания.
Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги используют разные формы работы:
• Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой;
• Занятия со специалистами дошкольных учреждений;
• Работа в форме игр, упражнений;
• Музыкальные занятия.
Учитывая возрастные особенности детей формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.
1 этап – от 1 года 6 месяцев до 3 лет (второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа).
Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми.
II этап – от 3 до 5 лет (2-я младшая и средняя группы).
В этом возрасте происходит формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов артикуляционного аппарата. Это дает ребенку возможность воспроизводить многие звуки. Работа на этом этапе опирается на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке основных звуков родного языка.
Ведущими методическими приемами по-прежнему являются речевой образец, заучивание наизусть (стихотворений, потешек, загадок, беседы, дидактические игры и т. д.
III этап – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников. К началу III этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформированы, однако важно, чтобы четко различались (как при произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые сходны по артикуляционным или акустическим признакам (с – ш, з – ж и др.; с – сь, с – з и др.).
Речь ребенка в раннем дошкольном возрасте сохраняет еще ситуативный характер, но постепенно она переходит в связную. Дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа. Функция планирования высказываемых вслух предложений, мыслей – это и есть развитие разговорной речи дошкольников, которая тесно связана с внутренней. Дети в этом возрасте очень любознательны, интересуются всем, что их окружает и происходит вокруг них, исходя из этого, происходят и изменения в развитие речи, ребёнок пополняет свой словарный запас, постоянно рассуждает об окружающем, выражает свои высказывание, своё мнение, задает вопросы, на которые сам ищет ответы.
Воспитание звуковой культуры речи у детей 4 – 5 лет.
Речь детей на пятом году продолжает развиваться. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие, звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи.
Основная задача формирования звуковой культуры речи на данном этапе сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произнесением слов и, фраз.
Наряду с решением основной задачи в этом возрасте необходимо проводить работу и по другим разделам, звуковой культуры речи, а именно:
воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации;
говорить в размеренном темпе;
правильно произносить слова с точным употреблением, в них ударения.
Воспитание правильного звукопроизношения осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка.
Характеристика речевого развития детей 4 – 5 лет (средняя группа).
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Он начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становиться разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети пятилетнего возраста все чаще используют прилагательные, чем дети в четырехлетнем возрасте. Прилагательные они используют для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений: для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения в роле подлежащих, сложные предлоги (из-под, около и другие). Появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, но ребенок их употребляет еще очень редко.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах.
У детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослым, ребенок пытается установить свойства в их звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «Маша – каша, Миша – Гриша».
В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия, порою лишая их при этом всякого смысла. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [Л] [РЬ] [Р], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Часто правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов.
Характерна для этого возраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, например жук (жужжит – зуззит, петушок золотой (гребешок – гребесок). В одном звукосочетании ребенок звуком уже владеет, в другом еще нет: «мальцик» – тут же ребенок говорит «часы».
Интересное явление отмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда они переходят к правильному произношению звуков [Ш, Ж] и звука [Р]. Ребенок начинает непомерно часто пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях: «горубой» (голубой, «шад» (сад, «рампа» (лампа, «жонтик» (зонтик, «шобака» (собака).
К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуком. Речь в целом становится чище, отчетливей. В меньше степени встречаются перестановки и употребления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов. Возрастная речевая активность детей, они чаще и чаще задают вопросы взрослым.
На этом этапе обучения можно выделить три задачи:
1. Развитие фонематического слуха;
2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму;
3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Ребенок к концу года должен уметь:
правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
делить слова на слоги;
дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;
выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте.
Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты.
Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.
Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому – компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы.
Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители.
2021