НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Желовникова О. В. Использование современных педагогических технологий как средство развития уровня мотивации к изучению химии

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Задача учителя организовать процесс обучения так, чтобы у учащихся развивались познавательные способности, формировались приемы умственной деятельности( анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение), чтобы учащиеся умели самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях.
Каждый из учителей, конечно же желает, чтобы его предмет вызывал интерес у учеников, чтобы они могли не только писать химические формулы и уравнения реакций, но умели логически мыслить, думать, рассуждать, применять полученные знания в жизни. Часто встает вопрос, как повысить интерес к учебе, чтобы процесс обучения химии не превратится в скучное и однообразное занятие. Что же такое мотивация?
Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Таких методов, средств и форм работы существует множество, и каждый учитель может их использовать исходя из тематики урока и психологической картины класса.
Именно с помощью повышение мотивации можно добиться хороших успехов в обучении, особенно в наше время ОГЭ и ЕГЭ. Для человека в жизни очень важно здоровье. Все это знают! И применение здоровьесберегающих технологий, я бы поставила на первое место по их значению в развитии мотивации. Наша улыбка в начале урока, хорошее настроение - уже залог хорошего начала, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее. Все знают какие нравятся учителя, которые умеют пошутить. Вы можете улыбнуться и сказать, одной улыбкой мотивацию не поднимешь? Но, я считаю, это только одно из составляющих. Например, зарядку для глаз я провожу с использованием таблицы Д.И. Менделеева. Например: «Найдите взглядом самый активный металл или не металл, назовите его? Найдите и назовите неметалл, который находится в жидком агрегатном состоянии? И т. д.» Для каждого класса вопросы варьируют. И если это проводится из урока в урок, многое остается в памяти ребят и самое главное им это нравится.
Активно применяю такую технологию как «равный-равному». Суть ее в том, что хорошо успевающие ученики консультируют по проблемным вопросам одноклассников. Этот прием способствует не только повышению качества усвоения учебного материала, но и развивает коммуникативные способности обучающихся. И если я вижу, что при проверке знаний тот ученик, который не понимал, справился, я ставлю положительную оценку еще и тому, кто объяснял.
Технология дифференцированного обучения. Разноуровневый подход используется мной не только на уроке, но и при задании домашней работы. Учащимся задается определенное количество заданий. Из них они могут выполнить обязательный минимум, а также свыше этого минимума. Самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации ученика, и предмет становится ему интереснее. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся. Не всем хочется за домашнюю работу получать тройки. Имея в своем кабинете компьютер, пользуюсь активно ИКТ на всех этапах процесса обучения: объяснении нового материала, при повторении, для контроля знаний, подготовке к экзаменам. Компьютерные презентации уроков повышают интерес к предмету. Если говорить про технологию проблемного обучения, то проблемную ситуацию на уроке могу создать как я сама, так и ученики. Например при изучении тема: «Простые и сложные вещества» предлагается из перечня различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества, чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков, попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Ученик сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания. Учитель должен быть не информатором, а организатором познавательной деятельности учеников. Очень часто использую на уроках сравнения, ассоциации. При изучении темы «Реакции замещения» для объяснения ряда напряжений металлов, я предлагаю представить двух бойцов на ринге И спрашиваю у ребят какой их них победит, отвечают тот кто сильнее, привожу аналогию: тот металл который стоит левее в ряду напряжений более активный сильный, а значит может вытеснить другой металл из раствора его соли. Можно сказать что этот способ очень эффективный, даже самый слабый ученик у меня знает ряд напряжений благодаря «бойцам». Мы решаем не просто задачи, а я придумываю какую- нибудь интересную ситуацию. Например вы устроились на работу и получаете деньги за решение задач 4-5 тысячи рублей и т. д Что- то новое всегда увлекает.
Игровые формы организации и обобщения знаний дают положительные результаты. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний.
Третий лишний
Среди трех символов химических элементов, названия которых указаны в задании, оставьте только два, которые сходны по какому-либо признаку. Один из символов, который не обладает этим признаком,
Достаточно известный прием, который называется «Черный ящик».
При изучении темы «Вода» предлагаю отгадать загадку, отгадка на которую спрятана в ящике.
«Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Образовано атомами самого распространённого элемента Вселенной и атомами самого распространённого элемента на Земле» (Вода)
При изучении темы: «Нефть. Переработка нефти», можно предложить отгадать тему урока в «черном ящике», прочитав следующие строки:
«Камни, почву раздробил специальный бур
Из земли фонтан забил, маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин»
Выходим на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: состав и свойства нефти, нахождение в природе, применение нефтепродуктов, а также способы переработки.
Поощряю, когда дети задают друг другу вопросы. Например в классе есть ученица, если я прошу её задать вопрос классу по прошлой теме, обычно она задает вопросы как правило по материалу дополнительной литературы, которую я рассказывала. И дети всегда очень внимательно слушают в этом классе новый материал, так как уже готовятся, а что, если она их спросит по нему при опросе на следующий урок. Я всегда поощряю таких учеников, так как они повышают качество обучения, мотивацию. Сами стараются задавать такие же вопросы.
«Поиск ошибки». Вниманию обучающихся предлагается заведомо ошибочный вариант ответа на поставленный вопрос и предлагается критически его осмыслить, определив ошибку.
Чтение «со стопом». Такой метод я считаю особенно эффективен для ребят с низкой мотивацией.После каждого предложенного фрагмента во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса.
Использую такой прием обучения как «Необъявленная тема». Тема формулируется в конце урока, при подведении итога работы ребятами.
Межпредметные связи, я считаю очень повышают мотивацию в обучении, потому что какие- то занимательные факты особенно по истории и литературе остаются в памяти надолго.
И в заключении хочу сказать следующее: если работа приносит удовольствие учителю – это одно из самых важных условий повышения уровня мотивации на уроках.
2020