Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Гришина В.А. Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности с ТНР «Как звери птиц обидели»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf


Цели: формирование детской инициативы к деятельности, развитие эмоционального и социального интеллекта, развитие познавательных процессов и мелкой моторики руки, развитие активной речи.
Оборудование: картинка лесопарк с изображением белки, ежа, крота, зайца, картинки с изображением птиц (дятел, соловей, сова, фазан, горихвостка), зверей (заяц, ёж, крот, белка), насекомых (стрекоза, гусеница, комар, муха).
Ход занятия:
Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть.
Игра «Внимание, внимание! Разыскиваются девочки, которые ходят в детский сад (название детского сада и группы) и любят слушать сказки. Вы знаете таких?»
«Внимание, внимание! Разыскиваются мальчики, которые ходят в детский сад (название детского сада и группы) и любят слушать сказки.»
«Внимание, внимание! Разыскиваются дети, которые ходят в детский сад (название детского сада и группы) и любят играть.
Я предлагаю вам послушать сказку и поиграть. Садитесь поудобнее.
В одном городе в Краснодарском крае под названием Новокубанск, стоит детский сад «Колокольчик». В этот сад ходят дети. Все они чем то похожи друг на друга и в то же время разные. Кто эти дети?
Игра «Отличие и сходство»
Встаньте, те дети, которые живут в Новокубанске и ходят в детский сад Колокольчик. Встаньте те дети, которым 5 лет (6 лет, есть голова, косичка, мальчики, девочки, кто любит яблоки, у кого есть брат, у кого есть сестра)
Вот сколько признаков, по которым вы похожи и отличаетесь.
Сказка продолжается. Возле детского сада, совсем близко, сразу за забором стоит лесопарк. Видели его? Несмотря на то, что этот лес маленький, в нём обитают разные животные и птицы. Фазаны, горихвостки, совы, дятлы, соловьи, зайцы, белки, ежи, кроты (демонстрация картинок).
Игра. Поиграем. Встали. Внимание! Говорю правила игры. Я назову обитателя леса. Если это птица, то вы поднимаете руки в сторону. Если зверь, то руки вверх. А если не зверь и не птица, то руки опустите.
(Дятел, заяц, сова, стрекоза, ёж, соловей, крот, гусеница, фазан, комар, горихвостка, муха, белка). Отлично поиграли.
Ребята, название каких зверей вы слышали? Название каких птиц вы слышали? А ещё каких обитателей леса я назвала? Как их вместе назвать?
Все обитатели разные, но есть то, что их объединяет. Что есть общего у птиц? Чем они похожи? Что общего у зверей? Чем они похожи? Что общего у зверей и птиц? Что общего у зверей, птиц и насекомых? Вы гуляли с родителями по лесопарку, который находиться рядом с детским садом?
Если идти тихо, то можно услышать голоса зверей и птиц. И даже услышать истории, которые происходят с ними. Как то и я гуляла и слышала то, о чем хочу вам рассказать.
Собрались вместе заяц, белка, ёж и крот.
-Надоел мне дятел. Стучит и стучит по дереву,- пожаловалась белка.
-Правду говоришь,- подтвердил заяц,- и соловьи и совы песни свои поют. Шум от них в лесу.
- А сова так и гляди меня съест, из земли голову страшно высунуть!- раздался голос крота.
Мы в этом лесу главные обитатели,- продолжил заяц,- выгоним и заживём тихо и хорошо.
- Мне птицы не мешают, ничего плохого мне не делают,- шепотом произнёс еж,- но раз все так решили, то и я согласен.
Конечно, этот разговор услышали птицы. Почирикали между собой,
- Обидно, обидно нам. Не хотят с нами звери дружить. Улетим, улетим. Собрались и улетели в другой лес.
Вопросы детям:
1. Ребята, чем питаются птицы? Ответы детей.
Психолог: Верно. Насекомыми. А совы мышами.
Как вы думаете, что случилось в лесу, когда улетели все птицы?
Ответы детей.
Появилось в лесу много насекомых. Когда насекомых много, то они превращаются во вредителей. Прошло немного времени и листочки на деревьях стали пропадать. Затем и деревья заболели. Пропадает лес.
Вновь собрались звери вместе.
-Тихо в лесу-это хорошо. Голодно - это плохо, — начала разговор белка.
- Нет листочков на деревьях, земля высохла. Это плохо,- продолжил крот.
- Всё потому что птицы от нас улетели.- сказал громко ёж, — птицы больше не ловят насекомых. Насекомых стало много, и они навредили деревьям.
Вопросы детям: Почему птицы улетели? Как бы вы поступили на месте зверей, если бы оказались в такой ситуации? Что посоветуете?
Так и сделали звери. Вернулись птицы. С тех пор звери не обижают птиц. Знают, что все обитатели разные, но все приносят пользу друг для друга. Только надо знать это.
Так и среди людей. Кто-то медленный, кто-то быстрый. Кто-то слабый, а кто-то сильный. Каждый человек может делать что-то ценное, что не может другой. А вы знаете про своих друзей в группе, что они могут делать?
Ответы детей:
Психолог: Бывает так, что вы специально или нечаянно обижаете своих друзей? (если дети отрицают такие случаи, тогда стоит поддержать смелость признаться своим примером из жизни. Например «Я честно признаюсь, что когда я была маленькой, ничейно обидела свою подругу. У каждого такие ситуации бывают»). Что вы тогда делаете? Ответы детей:
Психолог: Я услышала от вас...(подвести итоги высказывания детей)
2022