НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коробова М.А. Диагностика и развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

В последние годы в отечественной системе образования возрос интерес к развитию творческих способностей детей школьного и дошкольного возраста.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования акцент в работе дошкольных педагогов и психологов делается не только на помощь детям, имеющим проблемы в развитии и обучении, но и на поиск и поддержку детей, имеющих творческие способности.
Развитие у ребенка дошкольного возраста подразумевает необходимость активизации творческого потенциала, важно его увидеть и выделить. Важное качество и компетенция современного педагога – увидеть в ребенке начиная с младшего дошкольного возраста детский творческий потенциал, стимулировать его естественное развитие, создавая соответствующую среду.
Развивающее обучение помогает ребенку воспитать в своем мышлении творческое отношение к окружающим вещам и проблемам, освобождает его мышление от заданных обществом границ.
Л.С. Выготский называл воображение сложной системой, оно отличается от всех других процессов тем, что имеет наиболее разнообразные функциональные связи со всеми процессами и явлениями, создает сложную динамическую систему согласованной работы всех познавательных процессов и таких свойств личности, как потребности, мотивы и чувства [3, с.340-349].
Психолого-педагогические условия развития воображения и формирования опыта творческой деятельности у старших дошкольников: взаимодействие воспитателей - родителей с детьми в атмосфере психологического комфорта и доверия, предоставления ребенку свободы выбора творческих заданий, восприятие взрослыми ребенка как личности, проведение обучения родителей методам и способам, развивающим воображение и формирование опыта творческой деятельности у детей.
На основе выше представленных условий были отобраны методики и составлена программа для проведения диагностической и развивающей работы «Методика на определение уровня развития творческого мышления» (методика О.М. Дьяченко), рабочая программа «Развитие познавательной сферы у старших дошкольников», коммуникативные игры и упражнения, направленные на эмоционально – личностное развитие а также «арт – методы» (свободное и тематическое рисование, рисование песком, песочные игры).
В начале учебного года проводилось обследование уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения у детей 5-6ти лет (старшие и подготовительные группы), по областям согласно ФГОС ДО:
Образовательная область
Примерные задания
Познавательное развитие
Расскажи обо всех возможных вариантах использования воды. Назови максимальное количество предметов, работающих на электричестве и т. п.
Речевое развитие
Опиши, как выглядит попавший на Землю инопланетянин, во что одет, какой у него корабль и т.д.
Художественно-эстетическое развитие
Попытайся извлечь самые разные звуки из имеющегося музыкального инструмента.
Как ты думаешь, о чем может рассказать эта мелодия? Какая она - грустная или веселая? Хочется танцевать или прыгать, двигаться на цыпочках или просто полежать? Подумай, каким из известных героев (книг, мультфильмов) подошла бы эта музыка и т.д.
Социально-коммуникативное развитие
Предложите ребенку сделать небольшую покупку, оплатить проезд в транспорте, ответить на вопрос соседки и т.д.
Физическое развитие
Игра «Выставка картин». По команде: изображаем животных, бегаем, встречаемся, общаемся. По команде ищем в зале предметы разной формы и цвета, придумываем, что еще бывает таким же и т.д.

Во время образовательной деятельности с детьми соблюдаются основные принципы взаимодействия - уважительное и доброжелательное отношение к детям, ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность. Недопустима менторская позиция, упреки и порицания за неудачи. Занятия проходят в игровой форме. Успех переживается детьми как радость, особенно важна положительная эмоциональная оценка достижения ребенка. Уделяется большое внимание развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы. На занятиях, создается чувство безопасности и дозволенности в системе взаимодействия, благодаря чему они могут исследовать и выражать свое «я», безопасно проявлять эмоции и чувства. Ценится постепенность развивающего процесса, не принимается попыток его ускорить. Каждый ребенок индивидуален в сроках своих достижений.
Вспомогательным и действенным средством на занятиях является музыка. С помощью музыкальных игр можно снять психоэмоциональное напряжение. Упражнение, которое можно включать в каждое занятие – «Мысленная картинка», в котором дети под музыку представляют картинку и рассказывают о ней ведущему и друг другу.
В конце учебного года диагностика проводилась повторно, и были получены следующие результаты:
Учебный год

Уровень развития творческого воображения

(по методике О.М.Дьяченко)

Начало года
(уровень)
Конец года
(уровень)
2015-2016
Низкий- 30%
Средний-52%
Высокий -18%
Низкий- 25%
Средний-55%
Высокий -20%
2016-2017
Низкий- 36%
Средний-43%
Высокий -21%
Низкий- 23%
Средний-58%
Высокий -28%

Результат: уровень творческого мышления у ряда детей повышался за учебный год, а так же уменьшалось количество детей с низким уровнем творческого мышления в пользу среднего, заметно повышение уровня развития по основным познавательным процессам (память, внимание, мышление). Следовательно, можно сделать вывод о том, что деятельность посвященная развитию творческих способностей детей была достаточно эффективной.
В будущем на основе полученного опыта планируется активное вовлечение родителей, воспитателей и других специалистов дошкольного образовательного учреждения в развивающую деятельность, проведение совместных мероприятий детей и их родителей, обучающих тренингов для педагогов с целью создания благоприятных условий для развития творческого потенциала ребенка.
Литература:
1. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С.52-59.
2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 1989. - 114 с.
3. Выготский Л.С./ Развитие высших психических функций. М, 1960, 340-349 с.
4. Соловей Л.Б. Развитие творческого воображения у детей./ - Чебоксары, 1999. - 114 с.
2019