В последние годы в отечественной системе образования возрос интерес к развитию творческих способностей детей школьного и дошкольного возраста. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования акцент в работе дошкольных педагогов и психологов делается не только на помощь детям, имеющим проблемы в развитии и обучении, но и на поиск и поддержку детей, имеющих творческие способности. Развитие у ребенка дошкольного возраста подразумевает необходимость активизации творческого потенциала, важно его увидеть и выделить. Важное качество и компетенция современного педагога – увидеть в ребенке начиная с младшего дошкольного возраста детский творческий потенциал, стимулировать его естественное развитие, создавая соответствующую среду. Развивающее обучение помогает ребенку воспитать в своем мышлении творческое отношение к окружающим вещам и проблемам, освобождает его мышление от заданных обществом границ. Л.С. Выготский называл воображение сложной системой, оно отличается от всех других процессов тем, что имеет наиболее разнообразные функциональные связи со всеми процессами и явлениями, создает сложную динамическую систему согласованной работы всех познавательных процессов и таких свойств личности, как потребности, мотивы и чувства [3, с.340-349]. Психолого-педагогические условия развития воображения и формирования опыта творческой деятельности у старших дошкольников: взаимодействие воспитателей - родителей с детьми в атмосфере психологического комфорта и доверия, предоставления ребенку свободы выбора творческих заданий, восприятие взрослыми ребенка как личности, проведение обучения родителей методам и способам, развивающим воображение и формирование опыта творческой деятельности у детей. На основе выше представленных условий были отобраны методики и составлена программа для проведения диагностической и развивающей работы «Методика на определение уровня развития творческого мышления» (методика О.М. Дьяченко), рабочая программа «Развитие познавательной сферы у старших дошкольников», коммуникативные игры и упражнения, направленные на эмоционально – личностное развитие а также «арт – методы» (свободное и тематическое рисование, рисование песком, песочные игры). В начале учебного года проводилось обследование уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения у детей 5-6ти лет (старшие и подготовительные группы), по областям согласно ФГОС ДО: Образовательная область Примерные задания Познавательное развитие Расскажи обо всех возможных вариантах использования воды. Назови максимальное количество предметов, работающих на электричестве и т. п. Речевое развитие Опиши, как выглядит попавший на Землю инопланетянин, во что одет, какой у него корабль и т.д. Художественно-эстетическое развитие Попытайся извлечь самые разные звуки из имеющегося музыкального инструмента. Как ты думаешь, о чем может рассказать эта мелодия? Какая она - грустная или веселая? Хочется танцевать или прыгать, двигаться на цыпочках или просто полежать? Подумай, каким из известных героев (книг, мультфильмов) подошла бы эта музыка и т.д. Социально-коммуникативное развитие Предложите ребенку сделать небольшую покупку, оплатить проезд в транспорте, ответить на вопрос соседки и т.д. Физическое развитие Игра «Выставка картин». По команде: изображаем животных, бегаем, встречаемся, общаемся. По команде ищем в зале предметы разной формы и цвета, придумываем, что еще бывает таким же и т.д.
Во время образовательной деятельности с детьми соблюдаются основные принципы взаимодействия - уважительное и доброжелательное отношение к детям, ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность. Недопустима менторская позиция, упреки и порицания за неудачи. Занятия проходят в игровой форме. Успех переживается детьми как радость, особенно важна положительная эмоциональная оценка достижения ребенка. Уделяется большое внимание развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы. На занятиях, создается чувство безопасности и дозволенности в системе взаимодействия, благодаря чему они могут исследовать и выражать свое «я», безопасно проявлять эмоции и чувства. Ценится постепенность развивающего процесса, не принимается попыток его ускорить. Каждый ребенок индивидуален в сроках своих достижений. Вспомогательным и действенным средством на занятиях является музыка. С помощью музыкальных игр можно снять психоэмоциональное напряжение. Упражнение, которое можно включать в каждое занятие – «Мысленная картинка», в котором дети под музыку представляют картинку и рассказывают о ней ведущему и друг другу. В конце учебного года диагностика проводилась повторно, и были получены следующие результаты: Учебный год
Уровень развития творческого воображения
(по методике О.М.Дьяченко)
Начало года (уровень) Конец года (уровень) 2015-2016 Низкий- 30% Средний-52% Высокий -18% Низкий- 25% Средний-55% Высокий -20% 2016-2017 Низкий- 36% Средний-43% Высокий -21% Низкий- 23% Средний-58% Высокий -28%
Результат: уровень творческого мышления у ряда детей повышался за учебный год, а так же уменьшалось количество детей с низким уровнем творческого мышления в пользу среднего, заметно повышение уровня развития по основным познавательным процессам (память, внимание, мышление). Следовательно, можно сделать вывод о том, что деятельность посвященная развитию творческих способностей детей была достаточно эффективной. В будущем на основе полученного опыта планируется активное вовлечение родителей, воспитателей и других специалистов дошкольного образовательного учреждения в развивающую деятельность, проведение совместных мероприятий детей и их родителей, обучающих тренингов для педагогов с целью создания благоприятных условий для развития творческого потенциала ребенка. Литература: 1. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С.52-59. 2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 1989. - 114 с. 3. Выготский Л.С./ Развитие высших психических функций. М, 1960, 340-349 с. 4. Соловей Л.Б. Развитие творческого воображения у детей./ - Чебоксары, 1999. - 114 с.